вторник, 10 марта 2009 г.

была озвучена идея международной экспертизы под эгидой Организации Объединенных Наций любых энергетических проектов в центрально-азиатском регионе.

Новая инициатива узбекского президента загоняет в угол его таджикского и киргизского коллег.
На прошедшей недавно встрече президентов Узбекистана и Туркменистана Ислама Каримова и Гурбангулы Бердымухамедова была озвучена идея международной экспертизы под эгидой Организации Объединенных Наций любых энергетических проектов в центрально-азиатском регионе.Речь идет об энергетических инициативах Таджикистана и Киргизии, государств, наиболее бедных, стран, имеющих сильную зависимость от Узбекистана в вопросах поставок углеводородов. Примечательно то, что идея озвучена сразу после встречи с таджикским руководством узбекской делегации во главе с министром финансов Рустамом Азимовым, поездки таджикского президента Эмомали Рахмона в Москву.Но особую пикантность единой позиции Узбекистана и Туркменистана придает тот факт, что впервые за многие годы главы двух государств, не питавшие ранее теплых чувств друг к другу, оказались в одной лодке. Но самым важным фоном этой узбекско-туркменской идеи стало нервное поведение таджикского лидера, недовольного заявлением своего российского коллеги Дмитрия Медведева во время государственного визита того в Узбекистан. Можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что именно таким образом узбекский лидер хочет еще раз продемонстрировать место Рахмона и Бакиева в центрально-азиатской иерархии.Можно с пеной у рта спорить, когда, при каких обстоятельствах и по какой причине возникли разногласия Узбекистана с Таджикистаном и Киргизией по поводу планов последних строить гидроэнергетические сооружения. Хотя дело, конечно, не в истории вопроса. Дело в позиции, которую заняла Москва в вопросе строительства гидросооружений. Каримов настаивал на том, чтобы проекты гидросооружений были заблаговременно обсуждены со всеми странами региона, получили поддержку, только потом проектировались и строились. Москва в течение долгих лет пыталась лавировать между рассерженным Ташкентом и пытающимся избавиться от энергетической зависимости Таджикистаном и Киргизией. Особенно эта зависимость сильна в зимнее время, когда Душанбе и Бишкек вынуждены идти на поклон к Ташкенту.

Нечеткая позиция Москвы раздражала все без исключения стороны. Каримов был недоволен тем, что Россия, несмотря на заверения в вечной дружбе, не решается высказаться однозначно в пользу узбекской позиции. Бакиев и Рахмон неоднократно обращались к главе российского государства, сначала Путину, теперь Медведеву с просьбой стать посредником в споре вокруг строительства гидросооружений.В ходе своего недавнего визита в Узбекистан, российский президент однозначно поддержал Каримова, заявив, что гидросооружения необходимо строить на основе консенсуса всех стран центрально-азиатского региона. Однозначность позиции усилена еще одним обстоятельством: Медведев напрямую увязал консенсус с инвестиционными возможностями России - в случае недостижения согласия, российские компании воздержатся от участия в строительстве гидротехнических сооружений. Эта позиция, и возможные дальнейшие шаги России резко поменяли ситуацию в регионе.

Во-первых, Каримов обрел уверенность, и теперь в качестве основного союзника обрел Медведева. Это очень важно для Узбекистана в плане продвижения своего видения проблемы, и создания в регионе неких альянсов, способных противодействовать устремлениям Бишкека и Душанбе. Присоединение к этому своеобразному пакту Москвы-Ташкента их туркменского коллеги свидетельствует о возможном триумвирате.Во-вторых, насколько Каримов обрел уверенность, настолько же более уязвимыми себя чувствуют Рахмон и Бакиев. Если ранее их планы по сооружению гидротехнических сооружений упирались лишь в дефицит инвестиций, то теперь им придется иметь дело с неким альянсом стран. Они не могут не понимать, что отныне любые их односторонние действия по началу строительства ГЭС будут расценены как откровенное и неприкрытое игнорирование интересов Ташкента и Туркменбаши. Но больше всего в уныние может загнать позиция поддержавшей Каримова Москвы. Россия - не только ключевая страна влияния в регионе, но и источник инвестиций и опыта в строительстве подобного рода сооружений на реках.

Особая позиция Астаны

В-третьих, казахстанский президент Нурсултан Назарбаев остается единственным главой центрально-азиатской страны, пока что не определившейся по вопросу строительства гидросооружений. Во многом от того поддержит ли он Ташкент или Душанбе-Бишкек, будет зависеть по какому сценарию будут в дальнейшем развиваться события.Если он присоединится к триумвирату, то квартет, без сомнения, дожмет Рахмона и Бакиева. Если он поддержит Таджикистан и Киргизию, то о хороших отношениях с Ташкентом можно будет на время забыть: пока все не уляжется.Но в патронташе казахстанского президента всегда найдется запасная обойма: Астана, в принципе, может не оглашать свое видение проблемы и занять срединную позицию. К примеру, заявить, при каких условиях поддержит Ташкент, а при каких - Душанбе и Бишкек.Складывается впечатление, что Каримов считает вопрос строительства гидросооружений ключевым, и не собирается идти ни на какие уступки. Его позиция, согласно которой соседи (Киргизия и Таджикистан), построив гидросооружения, смогут управлять водными ресурсами региона, вполне даже логичная. До тех пор, пока Бишкек и Душанбе не имеют инструментов влияния на Ташкент и Астану, ситуация в регионе складывается в пользу Каримова и Назарбаева. Новые гидросооружения позволят киргизам и таджикам говорить с позиции силы, чего не хочет допустить Каримов. Ему очень неохота каждое лето отправлять своих министров в Бишкек и Душанбе, чтобы согласовывать вопросы водообеспечения аграрного сектора.На совместной пресс-конференции по итогам визита туркменского президента в Узбекистан, Ислам Каримов заявил, что "надо учитывать интересы Узбекистана, Туркмении и Казахстана, которые расположены в низовьях трансграничных рек и всегда испытывают огромный дефицит воды".Назарбаев прекрасно понимает те угрозы, о которых публично говорит его узбекский коллега. Казахстан, по большому счету, тоже против того, чтобы киргизы и таджики получили возможность регулировать стоки рек. Однако полностью поддержать Каримова Астану останавливают другие, не менее важные, обстоятельства.В последние годы Астана позиционирует себя в качестве регионального лидера. Как представляется, Казахстан намерен занять позицию над региональными спорами и принципиально не поддерживать чью-либо сторону, чтобы не быть втянутым во всевозможные блоки и альянсы в регионе.С того самого момента, когда Медведев заявил о готовности Москвы поддержать Ташкент, аналитики гадают, почему именно сейчас и в такой бескомпромиссной форме? Вся история лавирования России между сторонами спора свидетельствует о неэффективности такого поведения. Россию всегда напрягала непредсказуемость Ташкента, особенно в периоды, когда Узбекистан ориентировался на США. Отсутствие Узбекистана в геополитической карте Москвы лишало ее территории, жизненно важной для региональной интеграции стран Центральной Азии под эгидой России. Интеграция с участием России - вещь понятная и контролируемая, интеграция без ее участия - вполне очевидный сигнал к потере геополитического влияния Москвы в регионе.Период после Андижана показал, что склонить на свою сторону Каримова пустыми обещаниями невозможно. Сегодня уже понятно, что даже мощные инвестиции двух ключевых российских ресурсных компаний "Газпрома" и "ЛУКОЙЛа" не способны сделать из Каримова верного союзника Москвы.

Вместе с тем приостановка членства Узбекистана в ЕврАзЭС и возможный выход Ташкента из ОДКБ подтолкнули Москву к тому, чтобы сделать ключевое для Узбекистана заявление. Этим животрепещущим вопросом и стала проблема гидротехнических сооружений в Центральной Азии.Сам Ташкент понимает, что поддержка Москвы не может быть безвозмездной. Вероятно, Медведев получил-таки от Каримова недвусмысленные гарантии того, что Ташкент, во-первых, не выйдет из орбиты ОДКБ, во-вторых, при определенных обстоятельствах (возможного вхождения Узбекистана в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии в качестве равноправного члена или получения какого-нибудь переходного статуса) вернется в ЕврАзЭС.Последствия Заявление Медведева и последовавшее затем уточнение позиции Каримова сделали практически невозможным строительство гидротехнических сооружений в Центральной Азии.

Россия дала понять Бишкеку и Душанбе, что вопрос участия российских компаний в строительстве подобного рода сооружений требует координации на высшем уровне в Кремле. Узбекистан стал еще жестче: если раньше Киргизия и Таджикистан должны были согласовывать свои намерения с соседями по региону, то теперь выдвинуто требование о предварительной международной экспертизе под эгидой ООН.Последнее требование в силу расплывчатости определений ставит Бишкек и Душанбе в довольно щекотливое положение. Они знают, что ни Узбекистан, ни Казахстан, ни теперь Туркменистан не поддержат проекты строительства гидросооружений, способных регулировать сток Сырдарьи и Амударьи. В таких условиях говорить о международной экспертизе просто смешно.Это заставит Бакиева и Рахмона действовать по-другому. Они должны будут получить ясный ответ из Москвы: собираются ли там действовать так, как озвучил Медведев, или есть варианты, при которых российские компании будут участвовать в строительстве гидросооружений?Если не будут строить, то инвесторов и подрядчиков надо искать на Западе или в Китае. Если при каких-то обстоятельствах будут, то предстоит понять, какие это обстоятельства и входит ли в них международная экспертиза под эгидой ООН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОСОЛЬСТВА В РК

Армения
Посольство Республики Армении
Алматы, 480072, пр. Сейфуллина, 579, 7 этаж
Т. 692908, ф.692932
1-ый Секретарь Посольства - Юрий Сергеевич Петросян

Афганистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАН
Алматы, 480004, ул. Фурманова, 46, к. 25
Т. 338711, ф. 338711
Советник - Абдул Муктадир Фрозанфар

Бельгия
КОНСУЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ
Алматы, 480096, ул. Гоголя, 207, уг. ул. Джумалиева
Т. 506324, 506423, ф. 509081
bluestar@kaznet.kz
Почетный Консул - Mr. Daniel Parisse

Болгария
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
Алматы, 480002, ул. Макатаева, 13 а
Т. 302754, 302755, 302749, ф. 302755
DEKOF@ITT.kz
Поверенный в Делах - Декоф Дмитр Тодоров

Ватикан
ВАТИКАН (Святой Престол)
Алматы, 480091, ул. Кабанбай батыра, 77, кв 16, уг. ул. Тулебаева
Т. 636776, ф. 636240
Папский нунций Архиепископ - Мариан ОЛЕСЬ

Великобритания
BRITISH EMBASSY
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173, уг. Курмангазы
Т. 506191, 506192, ф.506260
british-embassy@kaznet.kz
Her Majesty's Ambassador - Mr. Richard Lewington

Венгрия
ПОСОЛЬСТВО ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480100, ул. Мусабаева, 4
Т. 551206, ф. 551308
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Шандор ШИМИЧ

Германия
Посольство Федеративной Республики Германия
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 506155, 506156, ф. 506276
german_embassy_almaty@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Dr. Michael Libal

Греция
Посольcтво Греческой Республики
Алматы, 480051, пр. Достык, 216/1, уг. ул. Заводской
Т. 503961/62, ф. 503938
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Nicolas Hatoupis

Грузия
Посольство Грузии
Алматы, Посольский городок, Баян-аул, коттедж № 7
Т. 234121
Советник - Лаша Нинуа

Египет
ПОСОЛЬСТВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Алматы, 480100, ул. Зенкова, 59 уг. ул. Жамбула
Т. 916358, 911022, ф. 911022
sphinx_emb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mohamed Nabil Abdel Aziz Fedawy

Израиль
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 87, уг. ул. Казыбек би
Т. 507215, ф. 506283
Чрезвычайный и Полномочного Посол - Mr. Israel Mey-Ami

Индия
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 71, уг. ул. Казыбек би
Т. 921411, ф. 926767
india@in-emb.almaty.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Saiyed Raza Hashim

Иран
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Алматы, 480012, ул. Кабанбай батыра, 119, уг. Мичурина
Т. 541974, 675055, ф. 542754
Чрезвычайный и Полномочный Посол – Farsi

Испания
Почетное Консульство Испании
Алматы, ул. Шарипова, 90, офис 401
Т. 347444, 581201, ф. 581202
Почетный Консул / Honorary Consul - Mr. Daniel Mota Martinez

Испания
ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИИ
Алматы, 480072, ул. Байтурсынова, 102
Ambassador - Francisco Pascual de la Parte

Италия
Посольство Итальянской Республики
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 20 а, 3 этаж
Т. 910107, 910007, ф. 910053
ambalma@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Fabrizio Piaggesi

Канада
Посольство Канады
Алматы, 480100, ул. Карасай батыра, 34, уг. ул. Пушкина
Т. 501151, 501152, ф. 582493
almat@dfait-maeci.gc.ca
Чрезвычайный Полномочный посол - Jerald Skinner

Китай
ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 137
Т. 639291, 631966, ф. 638209
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Yao Peisheng

Корея
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ
Алматы, ул. Джаркентская, 2/77,
Т. 532691, 532689, ф. 507059
kzemb@hanmail.net
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Choi Seung-Hoh

Кыргызстан
Посольство Кыргызской Республики
Алматы, 480012, ул. Амангельды, 68 а
Т. 632565, ф. 633362
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Акбар РЫСКУЛОВ

Латвия
Торговое представительство Латвии а Казахстане
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 92, офис 321
Т. 628258
Глава представительства - Слувко Францис

Ливия
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ
Алматы, ул. Мельничная, 10, уг. ул. Кабанбай батыра
Т. 542748, 542745, ф. 608536
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Рамадан Аль Мабрук Мухаммад АЛЬЖАДИ

Литва
Посольство Литовской Республики
Алматы, 480099, Горный Гигант, ул. Искандерова, 15
Т. 534103, 656123, ф.651460
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Виргилиус БУЛОВАС

Малайзия
ПОСОЛЬСТВО МАЛАЙЗИИ
Алматы, пр. Аль-Фараби, 36/2, уг. ул. Вихрева
Т. 533503, 533504, 533507, ф. 533506
Посол - Тан Сен Сан

Монголия
ПОСОЛЬСТВО МОНГОЛИИ
Алматы, 480061, ул. Саина, “Аубакирова-1” возле санатория “Карагалинка”
Т. 293790, 293259, ф. 601723
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Джамбыл Дордж

Нидерланды
Посольство Королевства Нидерландов
Алматы, 480072, ул. Наурызбай батыра, 103, уг. ул. Курмангазы
Т. 638654, 503773, ф. 631957,503772
nlgovalm@online.ru
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Speekenbrink А.Н.

Пакистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
Алматы, 480004, ул. Тулебаева, 25
Т. 333548, 332678, 331502, ф. 331300
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Durray Shahwar Kureshi

Палестина
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Алматы, ул. Кастеева, 38,
Т. 601545, ф. 601545
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мохаммад Абдуллах ТАРШАХАНИ

Польша
Посольство Республики Польша
Алматы, 480051, ул. Батурина, 4
Т. 581551, ф. 581550,581552
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Зислав Новоцкий

Россия
Посольство Российской Федерации
Алматы, 480090, ул. Джандосова, 4
Т. 446491, 448222, ф. 428323
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мерзляков Юрий Николаевич

Румыния
Embassy of Romania in the Republic of Kazakhsan
Алматы, 480100, ул. Пушкина, 97
Т. 635772, ф. 588317
ambro@nursat.kz
Временный поверенный в делах Румынии в РК - Stanescu Marin

Саудовская Аравия
Посольство Королевства Саудовской Аравии
Алматы, 480100, ул. Горная, 137
Т. 657790, 657791, ф. 502811
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Ибрагим Мохаммед Мусли

США
UNITED STATES COMMERCIAL SERVICE
Алматы, 480091, пр. Сейфуллина, 531, уг. Казыбек би, 3 этаж
Т. 587920, ф. 587923
almaty.office.box@mail.doc.gov
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Richart Henry Jones

Таджикистан
Посольство Таджикистана
Алматы, 480057, ул. Джандосова, 58
Т. 455656, ф. 442089
Сотрудник - Куралов Бахтияр Ниязович

Туркменистан
Посольство Туркменистана
Алматы, 480057, пр. Абая, 76/109
Т. 509604
Первый секретарь, консул - Мухаммедтурдыев Сердар Джумаевич

Турция
Посольство Турецкой Республики
Алматы, 480100, ул. Толе би, 29
Т. 913932, 918153, ф. 506208
almatyturk@kaznet.kz
Ambassador - Mr. Cinar Aldemir

Узбекистан
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Алматы, 480100, ул. Барибаева, 36
Т. 910235, 918316, ф. 911055
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Бутаяров Турдыкул Суванович

Украина
ПОСОЛЬСТВО УКРАИНЫ
Алматы, 480091, ул. Чайковского, 208 уг. ул. Курмангазы
Т. 627073
Генеральный Консул - Бай Олег Сергеевич

Франция
Посольство Франции в Казахстане и Кыргызстане
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 582504, 582506, 582507, ф. 582509, 582179
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Serge Smessow

Чехия
ПОСОЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480002, пр. Достык, 212
Т. 641703, 641606, ф. 644997
almaata@embassy.nzv.cz
Временный Поверенный в Делах - Miroslav Andr

Швейцария
Генеральное консульство Швейцарии
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 146 Комплекс “Алтын Алма” 5 эт.
Т. 503559, 503569, ф. 501388
kswisscg@nursat.kz
Генеральный Консул - Mr. Jurg Casserini

Япония
Посольство Японии в Казахстане
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 41 а, 3 этаж
Т. 980600, ф. 608601
jpemb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Tanaka Kenji

АГЕНТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ США (ЮСАИД)
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 99/ 97 а
Т. 507612, ф. 696490
Представитель - Глэнн АНДЕРС

КОРПУС МИРА
Алматы, 480072, ул. Шевченко, 100 уг. пр. Сейфуллина, 5 этаж
Т. 692984, 692985, ф. 624030
akingsley@kz.peacecorpus.gov
Представитель - Mr. Wylie Williams

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Алматы, 480100, ул. Кунаева, 86
Т. 918838, 914167, ф. 914267
ifrckz01@ifrc.org
Глава региональной делегации по Центральной Азии - Mr. Per Jensnaes

Голландско-Казахстанский Деловой Совет
Алматы, 480004, пр. Абылай хана, 58 а
Т. 336933, ф. 339482
Исполнительный директор Казахстанского офиса - Сорокин Валентин

ЮНЕСКО
Алматы, 480100, ул. Толе би, 67, уг. ул. Чайковского
Т. 582638, 582637, ф. 695863
uhata@unesco.org
Региональный Советник по коммуникации в Центральной Азии - Mr. George Cequeira

ЮНИСЕФ (Детский фонд)
Алматы, 480013, пл. Республики, 15, 6 этаж
Т. 638700, 630203, ф. 501662
almaty@unicef.org