Первое. Изменения в статью 19 Закона «О средствах массовой информации» направлены на обеспечение защиты прав граждан. Согласно статье 34 Конституции «каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». При этом практика показывает, что зачастую, после публикации в СМИ порочащих честь и достоинство сведений, бремя доказывания обратного ложится на гражданина. В подобной ситуации средство массовой информации, будучи автором сообщения, остается в стороне, не участвуя в данном процессе. В то же время информация с негативным окрасом оказывается уже распространенной, а личность гражданина в определенных случаях безосновательно опороченной. Также отмечаем, что норма о возможности разрешения конфликта через суд осталась без изменений.
Второе. Статья 21 Закона РК «О средствах массовой информации» была доработана в рамках законопроекта и в настоящее время выглядит следующим образом. Журналист обязан: 3-1) получать согласие, от лица или его законного представителя на распространение в средстве массовой информации личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам, за исключением случаев, если сведения указаны в официальных сообщениях. Предлагаемая норма основана на универсальном принципе невмешательства в личную жизнь человека, предусмотренном статьей 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Данная норма в различных вариациях была адаптирована на уровне конституции практически всех стран мира, заинтересованных в максимальной защите прав своих граждан. В статье 18 Конституции нашей страны также отмечено, что «каждый имеет право: на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайна, защиту своей чести и достоинства, право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом». Схожие нормы прописаны также на уровне отраслевых законов ряда европейских стран, включая Францию, Грецию и Венгрию.
Третье. Статья 2-1 Закона «О средствах массовой информации» была доработана в рамках законопроекта и в настоящее время выглядит следующим образом. Основными принципами деятельности средств массовой информации являются: 1) объективность; 2) законность; 3) достоверность; 4) соблюдение социальной ответственности, укрепление общественных интересов; 5) уважение частной жизни, чести, достоинства граждан. Международный опыт, на который Вы ссылаетесь, подтверждает, что принципы деятельности широко предусмотрены в законодательстве зарубежных стран. К примеру, в Акте о радио и телевидении Болгарской Республики, Акте об электронных СМИ Республики Хорватия, Акте о медиа услугах Эстонской Республики, Акте о телерадиовещании Республики Польша, Законе об аудиовизуальных услугах Румынии, Федеральном акте о радио и телевидении Швейцарской Конфедерации, Акте о телерадиовещании Новой Зеландии.
Четвертое. Министерство в рамках снижения правовой нагрузки на СМИ, предложило исключить из статьи 456 КоАП конфискацию тиража продукции в случае нарушения порядка объявления выходных данных, а также приостановление выпуска (выхода в эфир) СМИ в случае повторного совершения правонарушения. Считаем, что данные изменения значительно облегчают правовую нагрузку на средства массовой информации.
Пятое. На сегодняшний день пункт 4) статьи 26 Закона РК «О средствах массовой информации» выглядит следующим образом: Средство массовой информации, а равно его главный редактор (редактор), журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности: 4) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных или уполномоченных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, за исключением распространения информации, запрещенной или иным образом ограниченной к распространению вступившими в законную силу судебными актами или законами Республики Казахстан. Что касается выделения в законопроекте понятия «официальные сообщения», то оно скорреспондировано с Законом «О доступе к информации» в разработке которого Вы принимали активное участие. Данные изменения позволяют расширить перечень организаций (включая квазигосударственный сектор), чьи сообщения будут трактоваться как официальные и не требуют дополнительной проверки. Считаем, что эти поправки, напротив, направлены на облегчение деятельности средств массовой информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий