По своей направленности Жамбылская область является индустриально-аграрной, 23,8% валового выпуска приходится на промышленность, а 20,2% на сельское хозяйство. В 7 из десяти районах области преобладает аграрный сектор, они называются сельскими, в остальных трех развита промышленность, благодаря наличию крупных горно-рудных комплексов. Самая большая проблема для Жителей области – это наличие водных запасов. И налаженная систем ирригации. Так как земледелие и животноводство, Традиционные ЗАНЯТИЯ ЖАМБЫЛЦЕВ очень водоемкие. Несколько районов Области – представляет собой песковую зону, которая хуже того в последние годы распростроняеться вглубь и в ширь . В тоже время имеются значительные запасы воды в подземных источниках Но несмотря на крайнюю важность обеспечения селян водой и значительные средства с Республиканского бюджета , выделенные в предыдущие три года , на сегодня область только на 40 процентов обеспечена питьевой водой. ПО нашим сведениям, средства на то, чтобы построить новые водопроводы в селах были освоены только частично и ушли обратно в Республиканский бюджет. Та же самая картина и со строительством объектов социальной направленности и здравоохранения. Этому много причин. Но, прежде всего - непрозрачность тендеров, фирмы-однодневки, привлекавши еся для подрядных работ. Похожая ситуация и во многих областях Казахстана . В области иметься поселки Мирный и Аксуек, которые были сформированы во времена Союза» вокруг градообразующих предприятий, но сейчас, когда урановые производства умерли, жители остались там посреди Мойнкумской пустыни без питьевой воды, без работы, тепла и всего того, что отличает населенный пункт. Положение этих людей - нескольких тысяч жителей,- ужасное. Решено их всех переселять постепенно в поселок Шабыркуль, где будет развернуто баритовое производство. Хоть этот пункт недостаточно ясно, на наш взгляд прописан, но похоже, что Госпрограмма должна в первую очередь решить проблемы подобных депрессивных поселков. Областные власти, теперь с помощью Республиканских средств должны либо организовывать здесь какие то производства, либо оптимизировать и переселить людей. НО как это происходит на самом деле? В каждой области Казахстана имеются несколько таких СНП - крайне депрессивных населенных пункта, Следуя логики, этого документа на данный момент во всех селах области как минимум уже должна быть, проведена паспортизация села, оценка земельных ресурсов, определено сколько, какой направленности и каких объектов должно быть возведено, отремонтировано или реконструировано. И это, прежде всего, касается объектов здравоохранения, образования, питьевой воды. По срокам, указанным в Программе УЖЕ Должны быть Даны Оценки ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОНКРЕТНЫХ сельских территорий. Уже должны появиться Национальные Стандарты Социальной и Инженерной Обеспеченности Сельских Жителей. выработана ли модель расселения сельского населения, и ее реализация.
насколько эффективно работет серьезная Государственая программа, имеющая огромное значение для большей половины населения Казахстана.была ли выполнена основная задача Гос Прогрммы до конца 2006 года - «создать оптимальную модель сельского расселения в привязке к природно-климатическим зонам и национальной схеме размещения производительных сил»,и оценить реально ли воплотить эту модель сельского расселения до конца 2010 года. Конечно же, стоит также задача эффективного освоения бюджетных денег на уровни областей, которые, в конечном счете, являються деньгами налогоплтельщиков. Хотим заметить, что Гос. Программа содержит много противоречий – и это видно уже навскидку. Например, из ее первой части, предстовляеться, что операторы программы ( очевидно акиматы ) сначала должны были бы выяснить какие СНП стоит оптимизировать, (после полной ревизии земельных фондов и паспортизации СНП). А затем решить, кого переселять в более благополучные СНП, а какие наполнить денежными ресурсами, улучшать инфраструктуру. И этот процесс назван «одним главных моментов Программы (. разработка модели расселения сельского населения и ее дальнейшая реализация)». Но во второй части документа, говориться конкретно о проведении переселения из 8 сельских населенных пунктов (СНП) с неблагоприятной экологической обстановкой, а также из части СНП, входящих в группу со слабым уровнем развития, имеющих низкие показатели экономического потенциала, уже в конце первого этапа Программы, - отселение населения из 125 населенных пунктов - 6674 человек, из них 3 населенных пункта со значительными экологическими проблемами, в которых, проживают 642 человека и 122 населенных пункта со слабым потенциалом развития - 6032 человека. Акиматами областей ( каких?) предусматривается переселение жителей в более благоприятные места в Кызылординской, Западно-Казахстанской и Карагандинской области ( почему туда?). Из Гос. программы получается, что уже известны и области и конкретные «кандидаты – села на переселение», жители которых должны были бы быть переселены в вышеназванные три области ( Что это за села и из каких областей предпологаеться вывезти людей – из Программы непонятно). По срокам все перечисленные в цифрах села как будто уже оптимизированы. Но что - то про такие процессы не слышно вообще в Республике. И непонятно что же является главным приоритетом на первом этапе. Провести паспортизацию всех сел, ревизию земельных фондов, определение какие ресурсами и на какие объекты необходимо потратить бюджетные деньги, выявление очагов экологического неблагополучия, введение национальных стандартов социальной и инженерной обеспеченности сельских жителей, строительство социально – инфраструктурных объектов. ИЛИ переселение из неблагополучных СНП - в благополучные. Перечисленные задачи являются достаточно емкими для трех лет первого этапа Программы, несмотря даже на значительность вложенных средств. ПО идеи только проведя все эти мероприятия, можно разработать модели расселения сельского населения в массовом масштабе. По логике документа третий заключительный шаг - это регулируемая государством внутренняя миграция, процесс которой еще только должен быть начат в этом году. Т. Е только к концу этого года, по идее, должна начаться массовая оптимизация одних сел и наполнение ресурсами - других. И в то же время из другой части документа вытекает, что все эти процессы уже частично должны быть реализованы еще до конца 2006 года. Т. е. движение селян в более благополучные места уже должно идти полным ходом в Республике. НО поскольку про такие широкие процессы пока и не слышно, также как и впрочем, про начальные переселения из 125 вышеупомянутых населенных пунктов, можно сделать вывод , что путаница со сроками послужит только в ущерб реализации Программы ,и в этом тоже может быть причина массового неосвоения в регионах выделенных средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий