Такие независимые механизмы уже созданы практически во всех странах Европы, которые являются членами ОБСЕ, где, как известно, Казахстан вскоре будет председательствовать.
Видимо, отчасти с этим связано внимание германской стороны к данному проекту - ведь точка зрения, что ФРГ хотя и неофициально, но активно лоббировала казахстанскую кандидатуру в ОБСЕ, широко распространена. В самой Германии очень давно существует традиция подобного контроля.
Разработкой механизмов контроля в Казахстане будет заниматься Рабочая группа по рассмотрению/расследованию фактов пыток, которая будет работать при Омбудсмене Республики Казахстан. Войти в нее должны как представители общественных правозащитных организаций, работающих по этой теме, так и государственных органов, в чьей компетенции она так или иначе присутствует.
На церемонии подписания соглашения о выделении гранта, в которой приняли участие ответственные лица правительства ФРГ, казахстанские эксперты говорили, что, к сожалению, имеющаяся в нашем законодательстве статья об уголовной ответственности за применение пыток, не работает совсем или работает очень мало. Привлеченных по ней к ответственности насчитывается менее десяти человек. В основном, те, кто попался на применении пыток, под суд попадают с обвинениями в превышении власти, злоупотреблении должностными полномочиями. То есть, проходят по более "легким" статьям.
Есть и проблемы с доказательством факта пыток.
- Пока ситуация неудовлетворительна. Улучшить положение мог бы механизм внезапного доступа представителей общественности в места содержания. Кроме того, еще один важный аспект проблемы: мы о пытках судим по физическим воздействиям, а как быть с давлением и пытками психологического плана? Угрозами, шантажом, давлением на родных? Это еще одна очень сложная проблема. И рабочая группа будет работать не только над созданием институционально независимого контроля, но и над изменением практики подтверждения психологического давления, - заявил директор КМБПЧ.
Подпадать под действие механизма контроля должны абсолютно все заведения закрытого режима, где содержатся люди без права свободного выхода оттуда. А это не только правоохранительные ведомства, вроде МВД или Министерства юстиции. В эту категорию попадает целый ряд государственных органов, включая Минздрав и Министерство образования. Часть из них режимные в связи с санитарно-эпидемиологическими нормами (например, лепрозорий), часть - в связи с вопросами секретности (объекты Минобороны и КНБ).Поэтому выработка механизма и процедур доступа к этим объектам представляет собой очень серьезное дело. Вот почему казахстанские эксперты заявляют, что для них важна не только финансовая помощь со стороны Германии, но и ее практический опыт в таких вопросах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий