воскресенье, 10 августа 2008 г.

РОССИЯ – НЕ МЕСТО ДЛЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.

Российское правительство приступило к реализации плана с целью забрать под свой контроль неправительственный сектор страны. Идея состоит в том, чтобы нанести два молниеносных удара по гражданскому обществу: сначала выдворить из страны западные организации, а затем заменить их российскими структурами, всем обязанными политическому руководству. В отличие от тяжеловесных действий российского правительства по укреплению своих позиций в энергетическом секторе начала века (ярким примером которых является холодный расчет, с которым действовали власти в деле нефтяного магната Михаила Ходорковского), в отношении демократических НПО Кремль действует мягко, но оттого не менее решительно. Хотя официально никакого плана в отношении НПО не существует (или, по крайней мере, о нем никто не объявлял), намерения российского правительства стали отчетливо проявляться в начале июля, когда 2 числа премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, резко сокращающее число зарубежных НПО, пользующихся налоговыми льготами. Главной целью этого указа стали НПО, действующие в таких вызывающих раздражение у российского правительства областях, как права человека и охрана окружающей среды. Начиная с 1 января будущего года НПО, более не подпадающие под налоговые льготы, будут обязаны выплачивать 24 процента со всех выдаваемых в России грантов. 24-процентая ставка налога представляется непомерной многим активистам гражданского общества, которые считают, что новые правила призваны выдавить западные НПО из страны и тем самым окончательно задушить дух либерализации в России. По словам московского эксперта правозащитной организации "Хьюман Райтс Уотч" (Human Rights Watch) Тани Локшиной, путинский указ "является, несомненно, демонстративным политическим жестом, крайне показательным для климата, создавшегося в России вокруг финансируемых из-за рубежа НПО и их доноров". "Создавая для НПО все более и более враждебную обстановку, российское правительство поступает точно как страны СНГ, отличающиеся особенно удручающим послужным списком в области прав человека, а именно Узбекистан и Беларусь", – добавляет она. В число 89 НПО, подпадающих под действие указанного постановления, входят Международный Красный Крест, Всемирный фонд дикой природы, Фонд Форда и Фонд Евразия. По словам пресс-секретаря Фонда Фонда Джо Воллера (Joe Voeller), московский офис Фонда выдает в год грантов на сумму свыше 10 млн. долларов. "Мы изучаем последнее постановление, но на данный момент пока не располагаем достаточной информацией для комментариев", – отметил он. В 2009 году из 101 НПО, освобожденных от уплаты налога до путинского указа от 2 июля, эта привилегия сохранится лишь за 12 организациями. Новый налоговый статус был предоставлен правительством в произвольном порядке, сами НПО никак не участвовали в этом процессе. "Мы никак не добивались этого, но наша организация осталась в списке организаций, которым позволено и впредь выдавать гранты, не облагаемые налогом", – говорит представитель одной из тех 12 организаций, которые сохранят за собой в будущем году эту льготу. Хотя подход правительства к пересмотру списка организаций никак не назовешь прозрачным, принцип его формирования все же просматривается. Те организации, за которыми сохранится их прежний налоговый статус, являются в основном межправительственными группами, такими как Комиссия Европейских сообществ и Совет государств Балтийского моря, а также ряд связанных с ООН организаций, такие как Международное агентство по атомной энергии. "Российское правительство, вероятно, испытывает больше доверия к межправительственным организациям, таким так советы госминистров или агентства ООН, поскольку в этих организациях у России есть право голоса и другие правительства склонны с пониманием относиться к желанию России "защитить свой суверенитет"", – отмечает профессор канадского Университета Британской Колумбии (University of British Columbia) и эксперт по делам гражданского общества России Лиза Сундстром (Lisa Sundstrom). Кремль склонен "не доверять частным фондам, которые поддерживают не столь активный диалог с государством и энергично финансируют НПО, критически настроенные по отношению к властям", – добавляет она. "Не имеет никакого смысла облагать налогами гранты, сокращая тем самым их пользу для получателей, – продолжает эксперт. – Так много организаций гражданского общества в России делают полезную работу на получаемые по грантам средства, которых и без того не хватает на общественно-социальные нужды". Мотивы, однако, начинают проясняться, если рассматривать данное решение властей в контексте другой правительственной инициативы по стимулированию формирования большего количества российских НПО в этом секторе. В последние недели президент Дмитрий Медведев неоднократно упоминал о желании российского правительства содействовать развитию деятельности НПО. Он также недвусмысленно дал понять, что, по мнению его администрации, зарубежные НПО в России занимаются не своим делом. "Не думаю, чтобы какая-либо развитая западная страна могла допустить такое тотальное вложение внешних капиталов в свой "третий сектор", – сказал Медведев, выступая в июне перед представителями политических и общественных кругов в Берлине. Российский лидер далее подчеркнул, что правительство страны будет наращивать долю государственных средств в поддержке российских неправительственных организаций. Абсурдность финансирования "неправительственного сектора" правительством, особенно столь нерасположенным к демократии, как российское, самоочевидна. Соответственно, Медведев призвал российские компании более активно подключаться к благотворительной деятельности. Обозреватели полагают, что российский бизнес включится в эту работу. Но в нынешних российских условиях, даже если большую часть финансирования местных НПО будут осуществлять корпоративные доноры, правительство все равно сможет направлять всю эту деятельность. Происходить это будет потому, что российский частный сектор контролируется властями путем избирательного применения налогового и уголовного законодательства. Ни одна структура в России, не желающая распрощаться со своим бизнесом, не рискнет идти наперекор желаниям Кремля или сделать что-то, что может вызвать неудовольствие со стороны властей. Так что есть все основания полагать, что поддержка сектора НПО со стороны частных компаний будет выполняться строго в рамках пожеланий властей. А это означает, что если работа какого-либо НПО будет сочтена Кремлем нежелательной или навлечет на себя его неудовольствие, то поток денежных средств, скорее всего, будет перекрыт. Возможности властей по манипулированию частным сектором со всей очевидностью продемонстрировали события конца июля, когда Путин зловеще намекнул на возможность проведения проверки в одной из ведущих российских угольных и металлургических компаний "Мечел" на предмет ее ценовой политики. В течение нескольких часов рыночная капитализация компании упала на 5 млрд. долларов, то есть примерно на треть. Может действительно показаться, что для подлинно независимого неправительственного сектора в России наступают не лучшие времена. Правда, ряд экспертов, к которым принадлежит и профессор Колледжа Боудин штата Мэн (Bowdoin College) Лаура Хенри (Laura Henry), пока не считает, что надежда полностью утрачена. "Воздействие этого постановления трудно предсказать, – говорит она. – Возможно, многие организации смогут перестроить свою деятельность таким образом, чтобы минимизировать выделение средств в виде "грантов". Либо, если правительства зарубежных стран окажут определенный нажим на президентскую администрацию в этом вопросе, ставка налога в течение следующих недель может быть пересмотрена". http://www.eurasianet.org/russian/departments/insight/articles/eav080108ru.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий