Вы бы купили литр «Домика в деревне» рублей эдак за 100? Или пачку «Парламента» за 150? Пожалуй, и не получится: таких цен нет. Не может стоимость широко распространенного легального товара различаться в разы от магазина к магазину. Лекарства — исключение. В двух одинаковых на вид аптеках цены на один и тот же препарат могут различаться так, будто одна из них — дискаунтер, а вторая — элитный бутик. И речь не об экзотических лекарствах, к которым рынок, возможно, просто не привык. Вполне привычный «Граммидин», которым лечат горло, можно купить в Москве по 43 руб. за пачку, а можно и по 155 руб. Препарат «Креон» для улучшения пищеварения где-то стоит 200 руб., а где-то — все 660 руб. Цены «Но-Шпа Форте» меняются от 77 руб. до 140 руб. Конечно, отчасти виновато изменение валютных курсов: многие аптеки торгуют запасами, сделанными еще до падения рубля. Но девальвация — не главное.
Не только кризис
К финансовым проблемам фармацевтический рынок на первый взгляд подготовился. Крупнейшие оптовики еще перед Новым годом создали солидные запасы. «Несколько игроков из первой десятки скупали по предоплате все, что осталось на складах производителей, — рассказывает директор по закупкам “Шрея Корпорэйшнл” Наталия Филипенко. — Закупились по старым ценам и с хорошими скидками». В ноябре прошлого года лекарства стали дорожать, но не очень резко. По данным DSM Group, тогда цены выросли на 4,6%, в декабре — всего на 1,9%. За первые два месяца нового года — еще на 5,4%. Российские чиновники все равно переполошились. ФАС даже порекомендовала DSM Group, предсказавшей 20-процентный рост цен в 2009 г., впредь воздерживаться от прогнозов, чтобы не волновать рынок. А первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил: государство займется регулированием цен на медикаменты. Материал для регулирования и правда есть. Но до сих пор оно, как ни странно, даже усиливало ценовой разнобой.
Импортные лекарства занимают 75% российского рынка по стоимости, да и для российских препаратов субстанции и упаковка в основном покупаются за рубежом. Так что кризис должен был на всех ценах сказаться примерно одинаково. По данным Ассоциации российских фармацевтических производителей, перед Новым годом продукция отечественных заводов подорожала на 10-13%. Ту же цифру приводит и Ассоциация международных фармпроизводителей. Когда разница между себестоимостью таблетки и отпускной ценой так велика, можно пожертвовать частью маржи, замечает гендиректор DSМ Group Александр Кузин. «Никто из поставщиков ничего из ряда вон выходящего себе не позволял, — подтверждает Наталия Филипенко. — Более чем на 10-13% подорожали только редкие препараты, спрос на которые невелик».
Однако цены на нашем рынке зависят не столько от производителей, сколько от оптовиков. Так сложилось, что продажами лекарств с самого начала заправляли дистрибуторы. Они первыми разглядели потенциал рынка и вложились в инфраструктуру — складские помещения, транспорт. Ни у производителей, ни у продавцов этого нет. Несколько лет назад большинство западных компаний обзавелось в России собственными представительствами. Но торговали они немного — в основном занимались маркетингом. Даже сейчас через представительства проходит лишь 40-45% импортных лекарств. Причем российские оптовики отчаянно борются за то, чтобы импортировать из Европы самостоятельно. Почему?
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/358788/cat/87
Комментариев нет:
Отправить комментарий