Министерство культуры разрабатывает поправки в Закон КР «О средствах массовой информации», согласно которым СМИ будут считаться и web-сайты. Законопроект с вносимыми поправками был распространен Министерством культуры и информации по медиа-орагнизациям Кыргызстана.
Минкультуры отказалось комментировать разрабатываемые поправки. Прокомментировать новые поправки АКИpress согласился и.о. исполнительного директора Ассоциации издателей и распространителей периодической печати (АИРПП) КР Александр Миясаров.
Действующий закон, как отмечает эксперт — «самый либеральный на всем постсоветском пространстве и кардинально рубить с плеча и создавать фактически новый закон не имеет смысла». «Проект, распространенный министерством для обсуждения — очень сырой и не учитывает интересы и современное состояние медиа-отрасли КР», — говорит он.
Как сообщил А. Миясаров, уже известно, что законопроект с поправками будет передан на рассмотрение парламента в третьем-четвертом квартале 2009 года, то есть на осенне-зимней сессии Жогорку Кенеш КР, возможно, приступит к его изучению.
Так в статье 1 пункта 2 дается определение СМИ. «Средство массовой информации — периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (интернет и другие)».
Как подчеркнул А. Миясаров, «этот пункт, по сути, приравнивает все веб-ресурсы к СМИ». «Непрерывное публичное распространение — обтекаемая формулировка, которая позволяет, например, блог, корпоративный сайт, любую обновляемую страничку в интернете приравнять к периодическому СМИ. Из законопроекта неясно, что же все-таки такое «непрерывное распространение».
«По разным данным, у нас зарегистрировано от 2,5 тыс. сайтов до 10 тыс. сайтов, но никто не знает точного количества. Согласно законопроекту все сайты, находящиеся в зоне kg могут быть приравнены к публичным СМИ», — пояснил эксперт.
Такая же ситуация складывается и на рынке печатных СМИ.
«На сегодняшний день зарегистрировано более 1,5 тыс. средств массовой информации, включая печатные издания, из которых почти 1200 — печатные издания, остальное радио и телевидение. Реальное количество действующих СМИ несопоставимо с теми, кто получил эту регистрацию. По данным Ассоциации издателей и распространителей периодической печати в 2008 году в свет выходили от 1 раза в год и более только 400 газет и журналов. Получается, что только треть от числа получивших госрегистрацию СМИ в Министерстве Юстиции КР вышли «в свет».
В законопроекте, как говорит А. Миясаров, вводится норма о том, что раз в квартал или раз в полгода будет проводиться учет реально выходящих печатных СМИ. Если газета не выходит в свет, то будет отменяться ее государственная регистрация.
«В вопросе оптимизации количество изданий мы полностью поддерживаем Министерство культуры и информации, необходимо отработать механизмы получения информации о деятельности СМИ, вести учет и мониторинг, но проводить эту работу поэтапно. На самом деле даже Министерство культуры и информации не знает реальной ситуации на медиа-рынке нашей республике и не владеет всей картиной в полной мере. Это доказывает отчет, подготовленный Минкультом в марте 2008 года: «СМИ Кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития», в котором содержится много неточностей, искажений, и много неполной информации. Кстати, в РФ Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно публикует годовой отчет о развитии и проблемах СМИ, и государство знает проблемы медийщиков и помогает им в их решении. Государство также активно работает со всеми отраслевыми организациями, в том числе и с ассоциациями издателей», — говорит он.
По мнению эксперта, такой ежегодный учет СМИ необходим, так как появится реальная статистика по рынку и отраслевой классификатор СМИ. «Эта информация будет востребована рекламодателями и потенциальными инвесторами», — отметил он.
Также новыми поправками предусмотрены проверки СМИ. «Судя по этому законопроекту уполномоченный орган может проверять и печатные, и интернет-СМИ внепланово и рейдово на наличие регистрации, лицензии и т.д. Кто-либо может манипулировать этим и будет иметь возможность влиять на редакционную политику изданий, угрожать свободе слова», — выразил опасение эксперт.
Есть новый пункт о приостановлении выпуска СМИ. «Приостановка осуществляется либо учредителем — собственником СМИ, либо судом. Если три месяца издание не выходит, оно автоматически лишается своей лицензии», — рассказал эксперт.
Вводится пункт — разглашение государственной и коммерческой тайны. Однако, как говорит А. Миясаров, уже есть закон «О государственной и коммерческой тайне» и происходит дублирование.
Также вводятся нормы, которые не объясняются — это оскорбление гражданской чести народа и злоупотребление правами журналиста. «Объяснения этих норм нет. Но говорится, что это влечет уголовную, административную и дисциплинарную ответственность», — сообщил собеседник.
Также вводится пункт по возмещению морального вреда, но не определены механизмы возмещения морального вреда. «Подаются многомиллионные иски, самый последний случай — иск на 3 млн. сомов к газете «Учур», из которых миллион сомов — прямые убытки, а 2 миллиона сомов — моральный вред. Механизмов расчета возмещения морального вреда нет, и они не приняты законодательно. Истец сам определяет, какую компенсацию требовать от СМИ. Суд ставит окончательную точку. А ведь у нас до сих пор существует уголовное наказание за клевету — это дамоклов меч для наших СМИ», — высказался эксперт.
В заключение Александр Миясаров подчеркнул, что Ассоциация издателей и распространителей периодической печати совместно с государственными органами, международными организациями, медиа-сообществом и всеми заинтересованными сторонами планирует начать разработку предложений по этому законопроекту, будут предлагать свои варианты решения.
«Лучше всего, если законопроект пройдет тщательную проверку, будет обсуждаться всеми госорганами, издателями и интернет-издателями. Надо консолидировать общие усилия, чтобы принять действительно действующий закон, направленный на развитие всей медиа-отрасли. Иначе может возникнуть такая же ситуация как у коллег-телевизионщиков — когда закон «О телевидении и радиовещании КР» был принят фактически без их участия. Надо учесть эту недоработку и совместными усилиями отстаивать общие интересы, находить взаимопонимание и компромисс с государством, вести партнерский диалог. Во всем мире СМИ — отрасль, которая вносит хороший вклад в ВВП страны, а у нас обратная ситуация, когда, по нашим данным, только 10 % изданий работают в зоне рентабельности, остальные убыточны либо дотируются, а в KGнете — успешных проектов еще меньше», — пояснил он.
А. Миясаров также рассказал, что на сегодняшний день АИРПП активно сотрудничает со всеми заинтересованными в работе СМИ организациями: «Мы находим понимание в Секретариате Президента КР, Министерстве транспорта и коммуникаций, Министерстве культуры и информации, Госагентстве по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве КР, мэрии столицы и другими органами, и представляем интересы издателей и распространителей СМИ на государственном уровне, стараемся находить точки соприкосновения и компромиссные решения. Один из вопросов для совместного обсуждения законодательство в области СМИ и в частности законопроект «О СМИ КР», который сегодня готовится в стенах Минкульта», — заключил он.
10 июля президент страны подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Таким образом, вызвавший большой негативный общественный резонанс документ официально принят.
Однако коалиция неправительственных организаций «Казахстан — ОБСЕ 2010» не оставляет попыток как-то повлиять на ситуацию. 17 июля объединение распространило заявление, в котором выражает озабоченность принятием репрессивного, по мнению его участников, закона.
«Принятый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» нарушает конституционные права граждан Казахстана и не соответствует международно-признанным принципам свободы выражения, беспрепятственного получения и распространения информации, закрепленным в основополагающих документах ОБСЕ, — говорится в заявлении. — Данный закон приравнивает к средствам массовой информации, с соответствующей уголовной, гражданской и административной ответственностью, все содержание глобальной сети интернет, в том числе блоги, чаты, форумы, интернет-дневники и другие ресурсы, которые являются средствами самовыражения и частного общения. Закон легализует блокировку зарубежных интернет-сайтов в порядке упрощенной судебной процедуры, грубо нарушающей принципы равенства сторон, состязательности и гласности правосудия. Закон вводит новые основания для приостановления и закрытия всех видов СМИ, что практически делает невозможным широкое и всестороннее обсуждение жизненно важных для общества вопросов политического характера, межнациональных отношений, выборов, забастовок, митингов и демонстраций. Проект данного закона был разработан без участия гражданского сектора, все предложения общественности и рекомендации ОБСЕ были проигнорированы. Реализация данного закона приведет к неоправданному ограничению свободы выражения мнений и обмена информацией в интернете, существенно затормозит развитие казахстанского сегмента сети интернет и станет серьезным препятствием для вхождения Казахстана в мировое информационное сообщество. Принятый Закон наносит серьезный ущерб имиджу нашей страны и идет вразрез с обещаниями Казахстана либерализовать свое законодательство о СМИ, данными в 2007 году в период решения вопроса о председательстве Казахстана в ОБСЕ», — заключают представители неправительственного сектора.
Они призывают отменить закон и принять новый, отвечающий демократическим принципам.
Коалиция «ОБСЕ-2010» создана в июле 2008 года рядом ведущих неправительственных организаций Казахстана. Она ставит своей задачей мониторинг выполнения республикой обязательств в рамках ОБСЕ по развитию демократии и верховенства права в свете предстоящего председательства в организации. В коалицию уже вошли такие авторитетные НПО, как Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Общественный фонд «Хартия за права человека», Алматинский Хельсинкский комитет, Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», Международный центр журналистики MediaNet, ННО «Интерньюс Казахстан», Центр исследования правовой политики, а также Республиканская сеть независимых наблюдателей и экологическое общество «Зеленое спасение». Объединение открыто для присоединения и других структур.
Комитет по защите журналистов (Нью-Йорк) в начале июля также прокомментировал принятие закона. «Это тяжелый удар по всем пользователям интернета и масс-медиа в Казахстане, — говорится в сообщении за подписью заместителя директора комитета Роба Махоуни. — Согласно данному закону, все интернет-ресурсы, включая блоги, онлайн-форумы и социальные сети, будут нести ответственность в соответствии со всеми репрессивными законами и нормативными актами, регулирующими деятельность СМИ в Казахстане. По сути он позволяет властям подавить инакомыслие на всех направлениях, что абсолютно несовместимо с приближающейся ролью Казахстана в качестве председателя одной из ведущих правозащитных организаций региона — Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе».
Ранее Комитет по защите журналистов обращался к Нурсултану Назарбаеву с просьбой наложить вето на законопроект.
По мнению организации Freedom House, принятие закона о регулировании интернета является шагом назад в демократизации казахстанской медийной сферы и не будет способствовать успешному председательству Казахстана в ОБСЕ.
Между тем директор Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис после встречи с несколькими представителями ОБСЕ, журналистами, политиками и общественными деятелями в Европе рассказал, что те сейчас находятся в растерянности. По его словам, во время всего обсуждения законопроекта об интернете параллельно велась и дипломатическая работа. Европейские дипломаты заваливали письмами, нотами и обращениями казахстанские посольства. Однако это, как видно, не принесло результатов. Г-н Жовтис заметил, что там «понимают, что здесь происходит». Но как будут действовать международные организации теперь, когда закон официально принят, непонятно.
Источник: Панорама
Комментариев нет:
Отправить комментарий