пятница, 25 декабря 2009 г.

ыргызская Республика - После 15 лет бесконечных реформ

Уход государства от ответственности за социальное развитие - это отказ от национальной государственности

Преамбула

К чему привели навязанные нам извне и с восторгами воспринятые политическими элитами реформы государственного управления и социального сектора?

К полной потере управляемости, к социальной безответственности, к росту внешнего долга, к массовым нарушениям социальных и экономических прав граждан. Вместо национального осознания необходимой обществу модернизации мы выполняли чужой сценарий развития, при этом, не понимая, что все эти годы мы употребляли «осетрину второй свежести». В мире не существует модели ухода государства от ответственности, как нам это пытались внушить менторы из Всемирного банка и Международного валютного фонда. В мире есть только две базовые модели развития экономики и общества: успешная и неуспешная. Существует множество вариантов и комбинаций сосуществования государства и частного сектора, государства и местного самоуправления, государства и групп граждан. Нобелевские лауреаты 2009 года в области экономики блистательно доказали успешность некоммерческого и нерыночного управления коммунальной собственностью и осудили корпоративную жадность и безответственность. В противовес этому все сменяющие друг друга политические элиты Кыргызской Республики с упорством, достойным лучшего применения, ищут пути отказа от ответственности, при этом занимая огромные суммы в долг под так называемые реформы, разрушающие государство.

После 15 лет бесконечных реформ, что в сухом остатке?

В сфере здравоохранения мы получили ликвидацию бесплатной медицинской помощи взамен на невменяемые модели сооплаты, семейной медицины и т.д. Сейчас здоровье нации под угрозой. Показатели смертности растут. Рост инфекционных заболеваний (в том числе и тех, с которыми успешно справилась советская медицина) зашкаливает.



В сфере образования реформы привели к растущей общей безграмотности и беспомощности выпусников средних школ, к их неспособности ориентироваться в современном мире, что было выявлено независимыми международными исследованиями. Плюс к этому учителя покидают государственные школы и вообще уезжают из страны, так как в результате реформ они превратились в низкооплачиваемый, угнетаемый и абсолютно неуважаемый в обществе класс госслужащих, утратив престиж профессии при полной неспособности выполнить одну из важнейших общественных функций – воспитать и обучить новое поколение кыргызстанцев.

В сфере пенсионного обеспечения реформы привели к созданию непрозрачной и непонятной обществу схемы коэффициентов и разделения пенсий на накопительную и базовую части, в чем не способны разобраться даже работники этой системы. Поколения сорокалетних и пятидесятилетних кыргызстанцев не верят в возможность получения достойной пенсии в старости, поэтому, за редким исключением, стараются не платить страховые взносы в пенсионный фонд. Поколения двадцатилетних и тридцатилетних кыргызстанцев пополнили собой передовой отряд гастарбайтеров в странах ближнего и дальнего зарубежья, и если они платят налоги и страховые взносы, то не нашему государству.

В сфере водоснабжения всем очевиден полный провал – результаты печально известного международного проекта «Таза Суу» у всех на слуху, причем основной акцент тоже делался на уход государства из этого сектора, а что могут сделать необученные сельские ассоциации водопользователей без техники и финансовых ресурсов? Ответ очевиден для жителей всех семи областей - всех семей, чьи дети заняты тяжкой обязанностью приносить домой тяжелые ведра и фляги с водой по нескольку раз в день. Это - возврат в средние века, а не движение к прогрессу в двадцать первом столетии.



И вот пришел черед последнего социального блага, которым еще пользуются кыргызстанцы, - свет и тепло в наших домах.



Правительство с циничной откровенностью объявило о своих планах многократного повышения энерготарифов, повергнув всю страну в ужас и негодование. К чему может привести данная мера?



Рассмотрим несколько сценариев:



1. Базовый сценарий: напугав население намеренно завышенными цифрами и запустив таким образом пробный шар зондирования общественного мнения, правительство отступит на заранее определенные позиции, повысив тарифы не так радикально. Тем не менее правительство будет мыслить в том же духе: как бы «сбыть с рук» доведенную им же «до ручки» столичную ТЭЦ и переложить ответственность на мифического частного инвестора. То есть все останется в рамках той же порочной модели и ментальности, выраженной глубоко неверным и заимствованным лозунгом «государство – плохой собственник». Хотя нынешний финансовый кризис доказал всему миру, что плохим собственником могут быть рыночные и частные структуры, в том числе всемирно известные банки и корпорации, которые приползли к государству за помощью и поддержкой.
2. Негативный сценарий: под давлением Всемирного банка правительство все же пойдет на неслыханное повышение тарифов, что приведет к таким результатам: 80 процентов городского населения (прежде всего бишкекчане), осознав полную невозможность платить такие суммы за центральное отопление и горячее водоснабжение, будет в массовом порядке срезать батареи, заваривать трубы, что приведет к коллапсу теплоснабжения целых жилых массивов многоэтажных домов. Появятся «буржуйки» с выведением труб в оконные рамы, а покупка дешевых кустарных плиток с открытыми спиралями (на «Дордое» уже сейчас огромный выбор этого примитивного средства отопления) неизбежно приведет к пожарам и гибели людей. Все это резко понизит рыночную стоимость данного сегмента рынка недвижимости и будет способствовать люмпенизации значительной части бишкекского населения. В целом можно прогнозировать уход, даже бегство людей из неотапливаемых бетонных многоэтажен, то есть спальные районы столицы превратятся в обиталище бомжей и деклассированных элементов. Мы рискуем обзавестись своими собственными «фавелами» по бразильскому варианту, куда даже в дневное время боится заходить полиция. Если предыдущий советский режим успешно покончил с бараками, «шанхаями», землянками и предложил своему народу переселиться в благоустроенные квартиры, то нынешняя власть КР ставит перед собой прямо противоположные цели. Теперь рассмотрим последствия для более благополучных слоев населения, ныне живущего в новых многоэтажках улучшенного качества и в коттеджах, - даже им содержать свое новое обетованное жилье станет очень трудно, если вообще возможно. Как результат, этот сегмент недвижимости тоже ожидает стагнация и общее понижение рыночной стоимости и ликвидности. Строительный бизнес, столь бурно развивавшийся в городах КР и служивший правительству оправданием проводимой экономической политики, станет неприбыльным, что грозит невозвратами кредитов, банкротством ипотечных банков и безработицей. Стагнация и упадок грозят следующим видам бизнеса, столь успешно развивавшимся в последние годы и способствовавшим росту ВВП: туризм (особенно круглогодичные санатории и пансионаты), гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, сетевые супермаркеты. Данный сегмент рынка выживал и успешно развивался в результате приемлемого соотношения цен и услуг, но угроза многократного повышения цен (как результат повышения тарифов на тепло и свет) приведет к массовым банкротствам и новой волне безработицы. Энерготарифы закладываются в стоимость всех товаров и услуг, в том числе социально значимых. Цены взлетят, и уязвимыми станут более 70-75 процентов населения, никакие смягчающие гранты международных доноров не помогут при таком раскладе. Экономисты предупреждают, что платежеспособность населения нельзя подвергать таким шокам, как предлагаемый ныне правительством переход на так называемые рыночные цены, хотя никто не доказал, что повышение тарифов в десять раз является рыночным механизмом регулирования. Нам, всем кыргызстанцам, хотят навесить долг, который делался не нами. Сначала все правительства Акаева безудержно брали энергокредиты, весьма хитро просчитав, что отдавать эти кредиты не им. У правительств при Бакиеве после массовых протестов был шанс оспорить эти кредиты и провести долговой аудит. Вместо этого проводится та же самая политика следования в фарватере кредиторов. Это – путь в пропасть.
3. Позитивный сценарий (маловероятный, к сожалению): осознав и просчитав все последствия, правительство КР отказывается от этого весьма опасного социального эксперимента и проводит широкие общественные консультации по нахождению общенационального консенсуса не только по тарифной политике, но и по обслуживанию энергокредитов. Как возможный результат - правительство создает независимый орган по проведению аудита всех внешних долгов КР с широким привлечением независимых экспертов и гражданского общества. Одновременно правительство КР совместно с Жогорку Кенешем законодательно закрепляет стандарты социальной ответственности правительства перед своим народом в виде отдельного конституционного закона, в котором также прописываются пороги внешнего и внутреннего долга и обслуживания данных долгов. Создается группа переговорщиков с кредиторами, данная группа проводит тщательный анализ легитимности всех энергокредитов, что может включать в себя обнаружение фактов нарушения кредиторами своих собственных правил и нарушения антикоррупционной политики банков развития. Правительство разрабатывает долгосрочную ценовую и тарифную политику с учетом социального развития и своей социальной ответственности. Что же касается новых кредитов, рассчитанных на смягчение социальных шоков и компенсацию для уязвимых групп населения, эта мера должна быть отвергнута всеми ветвями власти как весьма трудоемкая в исполнении, непрозрачная, не доходящая до получателей благ и образующая новый внешний долг.



Заключение



При весьма сомнительной экономической просчитанности драконовских мер по повышению тарифов планы правительства входят в вопиющее противоречие с обязанностью государства соблюдать социальные и экономические права своих граждан. Столь массовое нарушение прав приведет к столь же массовому недовольству, последствия чего сейчас даже непредставимы. Вовсе не обязательно ждать каких-либо привычных мирных митингов и пикетов со стороны малочисленной системной оппозиции, общество может столкнуться с такими неожиданными поворотами сюжета, когда массовое обнищание и отсутствие каких-либо перспектив на достойную жизнь качнут все общество в сторону негативного выбора: безответственное государство, которое объявило войну на уничтожение, не может ожидать от нас лояльности и социальной ответственности.



Гражданское общество в данной ситуации считает своим долгом до последнего убеждать правительство и парламент в пагубности данной политики. Есть альтернативы, есть международный опыт, есть ресурсы страны и пока еще есть выбор.



Бюро по правам человека и соблюдению законности (Бишкек),

НПО «Таза Табигат» (Чуйская область),

Центр «Интербилим» (Бишкек),

НПО «Карек» (Иссык-Кульская область),

НПО «Ак-Чий» (Иссык-Кульская область),

Гражданский комитет по прозрачности

(Джеты-Огузский район, Иссык-Кульская область),

Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» (Бишкек),

Лига защитников прав ребенка (Бишкек)

Коалиция за демократию и гражданское общество (Бишкек)

Молодежное движение «Наш век» (Бишкек)

Общественный фонд «Чинтамани» (Таш-Кумыр)

Общественное объединение «Отрада и Утешение»

Общественное объединение «Менин айылым» (Чуйская область)

Правозащитная организация «Справедливость» (Джалал-Абад)

организация по защите прав потребителей «Либра» (Джалал-Абад)

Джалалабадский филиал Общественного объединения социальной защиты населения

Джалал-Абадская региональная сеть правозащитных организаций



25 ноября 2009 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий