Куда
могут обратиться казахстанцы, не нашедшие справедливости здесь
Автор: Сауле Исабаева
За
правдой - в Европу
Права граждан в нашей стране
нарушаются на каждом шагу, и далеко не всем удается отстоять свои интересы в
суде. Отечественная фемида настолько вышла из доверия населения, что пострадавшие
предпочитают просто не связываться с ней. Последнюю надежду на справедливость
наши соотечественники все чаще ищут в международных судебных органах, многие из
которых, увы, не в силах им помочь: Казахстан попросту не входит в сферу их
влияния.
Все мы помним намерение
отчаявшихся родственников пограничника Владислава Челаха обратиться за помощью
в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Юридически неграмотные граждане,
не доверяющие отечественному правосудию, моментально поддержали эту инициативу,
но тут же разочаровались, поскольку им объяснили, что казахстанцы лишены такой
возможности. Дело в том, что республика не ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и
основных свобод и соответственно не признает юрисдикцию ЕСПЧ.
Согласно ст.
34 этого документа, ЕСПЧ может принимать жалобы от любого физического лица,
любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые
утверждают, что стали жертвами нарушения со стороны государств-участников
Конвенции их прав, признанных в этой Конвенции или в Протоколах к ней. При этом
заявителю необязательно быть гражданином государства - члена Совета Европы. То
есть любой казахстанец может обратиться за защитой в ЕСПЧ, но только с жалобой
на действия (бездействие) властей тех государств, которые ратифицировали данную
Конвенцию. Иными словами, жалобу, например, на российские власти от него примут
(и, кстати, такие факты есть), а на казахстанские - нет. Из 15 республик
бывшего Союза не ратифицировали Конвенцию 6 - пять центральноазиатских и
Беларусь. Причем абсолютным рекордсменом по количеству обращений в ЕСПЧ
является Россия.
- Но одна лишь ратификация
Конвенции ничего нам не даст, необходимо еще подписать ряд Протоколов,-
пояснила в интервью Central Asia Monitor директор Казахстанского международного
бюро по правам человека и соблюдению законности Роза Акылбекова. - Таких
Протоколов на сегодня 14. Один из них предоставляет индивидуальным заявителям
право самим передавать дела в Европейский суд в Страсбурге при условии
ратификации Протокола государством-ответчиком и одобрения Отборочным комитетом.
Защитите
наши права
Казалось бы, присоединение к
Конвенции должно стать логическим продолжением председательства Казахстана в
ОБСЕ в 2010 году, но реальных подвижек в этом направлении до сих пор замечено
не было. В своем прошлогоднем открытом письме президенту, правительству и
парламенту Казахстана председатель наблюдательного совета Центра оценки
правовых рисков Азамат Тулеуов призывал незамедлительно инициировать этот
процесс, так как данный шаг, кроме всего прочего, мог бы реально
поспособствовать привлечению инвестиций, прежде всего из внутренних источников.
Ведь в этом случае субъекты будут знать «правила игры», будут уверены в том,
что имеют эффективные средства правовой защиты. Кроме того, по мнению юриста,
при условии ратификации Казахстаном вышеуказанной Конвенции и при должной
работе правоохранителей сами собой отпадут основания для невыдачи иностранными
государствами лиц, заочно осужденных в республике. Пока же преградой для экстрадиции
преступников зачастую становится неверие властей и судей тех стран, где они
скрываются, в то, что отечественная правоохранительная система обеспечит
соблюдение их прав. «Это не будет панацеей от негативных явлений в сфере защиты
прав, - предупреждал он. - Но это шаг к возрождению и укреплению «духа» права в
законодательстве республики. Ведь не секрет, что ведомственное нормотворчество,
извращенное искаженным пониманием примата интересов государства над интересами
личности, затронуло все сферы, даже и такую, априори не являющуюся
политизированной, как гражданское законодательство, которое признавалось
международными экспертами как передовая в странах СНГ».
Г-н Тулеуов не одинок в своих
стремлениях. Казахстанская общественность неоднократно призывала власти к
скорейшему присоединению страны к Конвенции. В частности, в октябре 2006 года
предприниматели, правозащитники и профсоюзные организации, выступившие с
соответствующим обращением, аргументировали это тем, что отечественные суды не
в состоянии обеспечить защиту простых граждан, когда в стране расцветает
коррупция, разрастаются рейдерские технологии захвата бизнеса, систематически
не соблюдаются конституционные права и свободы. «Нам многое пришлось пережить
за последнее время, особенно за несколько месяцев 2006 года. События страшные,
не вяжущиеся с позицией правового государства, призванного защищать человека от
своего собственного произвола и некомпетентности государственных служащих. Мы
можем перечислять адреса горя и адреса унижения. За каждым из этих адресов
стоят либо некомпетентность, либо коррупция, либо злой умысел. Но чаще всего за
этими адресами стоит все сразу и одновременно: Шахтинск, Шымкент, Бакай,
Шанырак, Баянаул и другие. Если наши суды не защитят своих граждан от произвола
коррумпированных властей - это может сделать Страсбургский суд (ЕСПЧ в
Страсбурге, - прим. ред.)», - говорил тогда председатель объединенного профсоюза
угольщиков «Коргау» Вячеслав Сидоров. Много воды утекло с тех пор. Список
трагических событий значительно пополнился. Особенно остро сегодня протекают
трудовые конфликты: забастовки шахтеров Караганды, металлургов Темиртау,
Жезказгана, Усть-Каменогорска, нефтяников Мангистауской области. Требования
последних, как известно, были приняты во внимание властями и работодателями
только после кровавого подавления беспорядков в Жанаозене. В этом плане
присоединение к Конвенции становится вынужденной необходимостью. Тем более что
и сами рабочие давно ищут пути защиты своих прав с помощью
международно-правовых механизмов, но юридическая безграмотность и слабая работа
профсоюзов сужают круг их возможностей.
К примеру, далеко не все граждане
знают, что Казахстан ратифицировал основной пакет международных договоров по
правам человека. По словам Р.Акылбековой, республике достаточно выполнять
обязательства по данным документам. Это два международных пакта, Конвенция
против расовой дискриминации, Конвенция ООН против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция
о правах ребенка, Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин и другие. «Единственная проблема заключается в том, что все
контролирующие органы ООН являются квазисудебными. Но даже их решения бывают
жесткими. Например, можно вспомнить опыт Беларуси, где за грубейшие нарушения
прав человека ряд чиновников лишены возможности посещать США и европейские
страны - участницы ООН», - объяснила правозащитник. То есть у граждан
Казахстана есть возможность обращаться в Комитет ООН по правам человека, Комитет
ООН против расовой дискриминации, Комитет ООН против пыток, Комитет ООН по
ликвидации всех форм дискриминации. А в случае ратификации республикой Третьего
факультативного протокола к Конвенции о правах
ребенка маленькие граждане смогут обращаться в Комитет ООН по правам ребенка.
Юридическая
консультация
Так как Международный
пакт о гражданских и политических правах затрагивает все слои населения, мы
попросили Розу Максатбековну более подробно рассказать нашим читателям о
Комитете ООН по правам человека: - Как я отметила ранее, Казахстан
ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах и
Факультативный протокол к нему. Это дает гражданам право обращаться в Комитет
ООН по правам человека. Т.е. любое лицо, непосредственно затронутое законодательством,
политикой, практикой, действием или бездействием государства - участника
Протокола, может подать в этот орган жалобу против государства, если его права
были нарушены. Комитет может признать жалобу приемлемой, т.е. принять ее к
рассмотрению, только в том случае, если ее автором были исчерпаны все имеющиеся
внутренние средства защиты, то есть меры, принятые в национальных судах и
органах власти. На основании статьи 4 Протокола государство, получившее
уведомление, представляет в течение шести месяцев Комитету письменные
объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос, а также сообщает о мерах,
если таковые имели место, которые были приняты или могли быть приняты.
Необходимо отметить еще раз, что Комитет ООН по правам человека не является судом,
это квазисудебный орган. Обращение в Комитет называется сообщением, поэтому не
надо приводить свидетелей, не требуется присутствие истца. Он рассматривает
жалобы на государство в отношении тех прав, которые закреплены в Международном
пакте: право управлять своей страной, право на мирные собрания, на свободу
совести, на объективный судебный процесс, на эффективное средство правовой
защиты, на свободу объединения, на свободу слова и средств массовой информации
и другие права. То или иное лицо может просто направить по почте жалобу на то,
что государство нарушило какое-то его право, либо не защитило человека от того,
чтобы это его право не было нарушено другими лицами, - и Комитет рассматривает
суть поднимаемого вопроса. В некоторых случаях жалоба может быть не принята к
рассмотрению. Есть целый ряд требований к ней: например, она должна указывать
на конкретное государство, касаться тех прав, которые напрямую закреплены в
вышеназванном пакте. Одним из условий является прохождение обратившегося лица
через национальную систему правосудия. Комитет также может отклонить жалобу по
техническим причинам, например, из-за неправильно оформленных документов.
Мы должны четко себе
представлять, что Комитет ООН по правам человека крайне ограничен в своих
возможностях. Это всего лишь пара десятков экспертов на весь мир, а не тысяча
человек, которые сидят и скрупулезно изучают каждую жалобу. А потому само
обращение может рассматриваться год или два. То есть не стоит воспринимать
Комитет как некую панацею от всех бед. Это довольно длительная процедура и не
всегда эффективная. Необходимо также отметить, что решения Комитета ООН по
правам человека не являются обязательными к исполнению. И все же при серьезном
отношении страны к ним, наличии у государства заботы о своем имидже и привычки
выполнять обязательства обращения в этот орган могут оказать определенное
влияние. Очень часто в решениях Комитета указывается на проблемы системного
плана - необходимость изменения действующего законодательства или существующей
судебной практики. Если граждане, прошедшие все имеющиеся в Казахстане ступени
правовой защиты, хотят обратиться в Комитеты ООН для восстановления нарушенного
права, то они могут надеяться на помощь Казахстанского международного бюро по
правам человека. Для этого им надо позвонить по телефону или написать нашим
юристам. В Бюро работает группа по подаче жалоб во все Комитеты ООН по правам
человека.
16 июля 2012, 09:41
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Central Asia Monitor»
Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку
сообщить об ошибке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий