
|
11:36 (10 ч. назад)
|
Президенту Нурсултану Назарбаеву
Председателю Верховного суда Жакипу Асанову
Генеральному прокурору Кайрату Кожамжарову
Депутатам Парламента
Генеральному прокурору Кайрату Кожамжарову
Депутатам Парламента
В
конце прошлого года ОФ «Правовой медиа-центр» обратился в Министерство
информации и коммуникаций (МИК) с просьбой предоставить сведения о том,
какие СМИ и сколько получили денег из бюджета на реализацию
госинформполитики. Ответ МИК был крайне лаконичен: в письме сообщалась
только общая сумма (2 млрд тенге).
На
повторный запрос чиновники ответили, что детальная информация относится
к категории «ограниченного доступа», однако оснований для этого
госорган не назвал. При этом протокол итогов конкурса с названиями
тематических линий размещен в свободном доступе на сайте министерства.
Обращение в канцелярию премьер-министра не дало никаких результатов.
Тогда
общественники обратились в суд, указывая, что госорган грубо нарушает
закон «О Доступе к информации», ст. 6 которого ясно гласит, что «не
подлежит ограничению информация о формировании и расходовании средств из
госбюджета». Кроме того, это нарушение принципа транспарентности,
который обозначен в Бюджетном кодексе РК.
25
января судья Бекназаров отказал фонду в удовлетворении иска и признал
действия МИК абсолютно законными. Мало того, судья отнес информацию о
бюджетных тратах к категории «коммерческой тайны», что вызывает большие
сомнения в его компетенции. Аргументы МИК выглядели очень туманно и
неубедительно. Так, представитель Министерства заявил, что «если люди
будут знать, что независимые СМИ получают деньги из бюджета, это понизит
их рейтинг и доверие со стороны населения». Очень странным был тот
момент, что процесс прошел в закрытом режиме, хотя никаких секретных
материалов суд не рассматривал.
4
апреля состоялось рассмотрение апелляционной жалобы, в удовлетворении
которой нам также отказали. Аргументы МИК были еще более загадочными:
«СМИ ОБРАЩАЛИСЬ К НАМ С УСТНЫМИ ПРОСЬБАМИ НЕ РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ О
ТОМ, СКОЛЬКО ДЕНЕГ ОНИ ПОЛУЧИЛИ». По этой логике любые получатели
бюджетных денег вправе засекречивать информацию о том, сколько денег они
получили и на что. Теперь мы готовим кассационную жалобу в Верховный
суд и надеемся на торжество закона и здравого смысла. Важно отметить,
что подобные решения суда очень опасны, поскольку по сути относят
информацию о госраходах к закрытой информации.
А
это – явный коррупционный фактор, который значительно тормозит попытки
Казахстана присоединиться к авторитетным международным инициативам
(например, ОЭСР). Также это дискредитирует программу «5
институциональных реформ» (реформа 5 «Подотчетное государство») и план
нации «100 конкретных шагов» (шаги 94-97).
Данный
прецедент не способствует повышению имиджа Казахстана на международной
арене. Кроме того, явное игнорирование закона сначала Министерством, а
затем и судом рождает в обществе нездоровые подозрения и домыслы: ведь
если чиновники так рьяно скрывают госрасходы, значит, им есть, что
скрывать?
Мы
обращаемся к Президенту Нурсултану Назарбаеву, председателю Верховного
суда Жакипу Асанову, Генеральному прокурору Кайрату Кожамжарову, к
депутатам Парламента с требованием обратить внимание на то, что в
казахстанских судах принимают решения, которые ограничивают
конституционные права граждан и требованием принять меры —
законодательные, административные и другие для исправления этой
ситуации.
Мы категорически не согласны с подобным нарушением прав на доступ к информации и призываем вас подписать данную петицию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий