Gazeta.kz
Отставка первого вице-президента "КазМунайГаза" Максата Иденова стала свидетельством проблем в компании, призванной защищать национальные интересы.
Часть первая
Не стоит из отставки первого вице-президента нацкомпании делать сенсацию. Предположу, что с этим утверждением многие согласятся.Быть может, в некоторой степени они и будут правы. После того, как финполицией по подозрению во взяточничестве задержан глава "Казахстан темир жолы" Жаксыбек Кулекеев, отставка Максата Иденова прошла незаметно. Если бы не одно "но"…Сразу вспоминается эпизод с отставкой Тимура Кулибаева. В октябре 2005 года он покинул пост первого вице-президента АО "НК "КазМунайГаз" в связи с желанием заняться частным бизнесом. И на избранном поприще добился достаточно многого. По информации журнала "Форбс", по итогам 2007 года он стал одним из восьми миллиардеров, которые имеют казахстанское гражданство.С октября 2005 года на посту первого вице-президента нацкомпании работал Жаксыбек Кулекеев. Ни Кулибаев, ни Кулекеев не покидали данную позицию по мотивам, согласно которым ее покинул Иденов. Якобы в своем письме он обозначил свой уход как "несогласие с позицией правительства Казахстана по вопросу дальнейшей реализации Кашаганского проекта, в части ужесточения требований правительства к оператору проекта".Agip KCO является оператором крупнейшего в Казахстане по запасам нефти, стоимости и ожидаемым доходом проекта. Он предусматривает разработку месторождения Кашаган и ряда других на шельфе Каспийского моря.
От перемены мест слагаемых…
В марте 1997 года было образовано ЗАО "Национальная нефтегазовая компания "Казахойл". Под контроль компании передали принадлежащие государству активы нефтяного сектора на сотни миллионов долларов. "Казахойл" задумывался как единый национальный представитель в нефтяном секторе страны. Почти под звуки фанфар было объявлено об исключительных правах нацкомпании: 25-процентная доля во всех будущих совместных предприятиях, вхождение в стратегическое партнерство с крупной иностранной корпорацией. Но появилось множество причин, в силу которых радужным планам пришлось чуть потускнеть.20 февраля 2002 года, когда казахстанскому правительству стало понятно, что с поставленными задачами "Казахойл" явно не справляется, была образована казахстанская национальная нефтяная компания "КазМунайГаз" (КМГ). При этом в одну компанию объединили не только ЗАО "ННК "Казахойл", но и ЗАО "НК "Транспорт Нефти и Газа". Таким образом, Казахстан создал вертикально интегрированную компанию, которая занимается добычей, транспортировкой и переработкой нефти и природного газа. Основное добывающее подразделение - "Разведка Добыча "КазМунайГаз", на 89,32 процента принадлежит "КазМунайГазу".Также КМГ принадлежат компании "КазТрансОйл" (транспортировка нефти), "КазТрансГаз" (транспортировка газа), Атырауский нефтеперерабатывающий завод, "Казмортрансфлот" (танкерные перевозки), "Международный аэропорт Атырау", вертолетная компания "Евразия-Эйр", телекоммуникационная компания "КазТрансКом".
В течение пяти лет, вплоть до 2007 года планы казахстанского правительства сделать из нацкомпании реального конкурента западных нефтяных корпораций терпели фиаско.
В первую очередь, потому что получившие доступ к казахстанским недрам иностранные компании не были заинтересованы в укреплении конкурента. Их устраивала ситуация, когда с "КазМунайГазом" можно было почти не считаться. Конечно, полного игнорирования нацкомпании не доходило, но и должного уважения не проявлялось.
Симптомы недостаточного уважения
В результате Соглашений по разделу продукции, подписанных с западными транснациональными корпорациями в середине 90-х годов прошлого века, они получили право практически самостоятельно распоряжаться всеми тремя крупнейшими месторождениями Западного Казахстана. В числе которых месторождения Тенгиз (9 миллиардов баррелей), Кашаган (9-13 миллиардов баррелей), газоконденсатное месторождение Карачаганак (2,3-6 миллиардов баррелей).
К примеру, доля Казахстана в СП "Тенгизшевройл", работающем на Тенгизе, составляет всего 20 процентов. В консорциуме же, осваивающем Кашаган, - 16,81 процента. До недавнего времени эта доля составляла всего 8,33 процента, и выросла во многом благодаря административному ресурсу.Соглашение Казахстана и Agip KCO по Кашагану стало итогом конфликта, возникшего у консорциума и властей страны летом 2007 года. Тогда правительство Казахстана пригрозило лишить итальянскую компанию ENI статуса оператора по проекту Кашаган. Потому что итальянцы объявили об очередном переносе сроков начала промышленной добычи на месторождении с 2008 года на второе полугодие 2010 года и попытались увеличить затраты по проекту с 57 до 136 миллиарда долларов.Казахстан предложил консорциуму два варианта решения проблемы: выплатить правительству существенную компенсацию либо заметно увеличить долю участия "КазМунайГаза" в проекте. После многомесячного вялотекущего конфликта 1 декабря 2007 года стало известно, что консорциум по проекту и правительство Казахстана договорились о заключении соглашения по Кашагану и подписали меморандум о взаимопонимании.Увеличение доли обойдется казахстанской компании в 1,78 миллиарда долларов.Как заявил глава компании Узакбай Карабалин, "КазМунайГаз" планирует оплатить увеличение своей доли в проекте за счет собственных и заемных средств, в том числе, не исключается выпуск евробондов. Он также отметил, что компания ведет переговоры с разными банками и финансовыми институтами о возможном привлечении кредита.
В акционерном капитале консорциума "Карачаганак Интегрейтед Органайзейшн" (KIO) доли Казахстана вообще нет.
В этих трех месторождениях сосредоточена треть общего объема нефти, добываемого в стране. При этом они являются главным достоянием не только нефтяной промышленности Казахстана, но и всей экономики. Главным образом потому, что речь идет об открытых и доказанных запасах.Лето 2007 года было выбрано для атаки на иностранных инвесторов в нефтяной сфере не случайно. Тому есть очевидные предпосылки. Во-первых, благоприятная конъюнктура на мировых рынках по нефти придала уверенности казахстанскому правительству.Во-вторых, руководство Казахстана осознало тот факт, что СРП, подписанные в 90-х годах прошлого века, не соответствуют сегодняшним реалиям и фактически предопределяют приоритет иностранных инвесторов в нефтянке. В-третьих, действия консорциума Agip KCO еще один знак неуважения иностранных инвесторов по отношению к стране. Мол, что говорить о Казахстане, если за деньги здесь можно решить любые вопросы, в том числе вопрос отсрочки промышленной добычи на Кашагане.
Первый шаг в правильном направлении (увеличение доли КМГ в Кашагане) сделан. Теперь настал черед сделать и другие очевидные шаги по Тенгизу и Карачаганаку.
По сути, жесткая позиция казахстанского правительства стала предупреждением для компаний, работающих на этих месторождениях.
Теперь в случае если они захотят что-то менять в формате сотрудничества с Казахстаном, им придется много раз подумать, прежде чем начать действовать. Сейчас иностранные инвесторы могут сколько угодно жаловаться на проблемы с инвестициями в месторождения. И Казахстан, и инвесторы прекрасно понимают, что при достижении проектного уровня добычи себестоимость нефти резко пойдет вниз.
Как отмечают аналитики, они могут приблизиться к показателям нефтедобычи в районе Персидского залива.
Контролируемое американскими корпорациями "Шеврон-Тексако" (50-процентная доля) и "Экссон-Мобил" (25-процентная доля) предприятие "Тенгизшевройл" уже находится на пороге этой цели. И чем он ближе, тем больше эмоций проявляют стороны.
Казахстан не случайно в качестве ключевого приоритета в политике экспорта углеводородов поставил перед собой цель увеличить мощности прокачки КТК до 57 миллиона тонн в год.
Когда трубопровод выйдет на проектную мощность, себестоимость барреля нефти будет составлять всего 2 доллара, что равно среднему показателю в районе Персидского залива.
В той же Саудовской Аравии данный показатель равен 1,5 долларам. Однако надо иметь в виду, что саудиты сосредоточили в своих руках четверть мировых запасов нефти.
Они добывают в сутки 10 миллионов баррелей, и по масштабу добычи Казахстан не может составить им реальную конкуренцию.
Но 2-долларовый показатель стратегически очень важен для Казахстана. Он позволяет получать большую маржу, и потому стратегия казахстанского правительства по увеличению доли КМГ в проектах нефтедобычи более чем оправдана. При этом надо учитывать географическое положение страны, не имеющей прямого выхода к морю и окруженного большими странами с огромной территорией.
"КазМунайГаз" испытывает большие проблемы с менеджментом и объемами контролируемой им казахстанской нефти. Его работу на Тенгизе пока нельзя назвать эффективной. Со своей стороны, западные нефтяники относятся с определенным скепсисом по отношению к КМГ. Скепсис же в основном обусловлен непрекращающейся борьбой между структурами за влияние на казахстанскую нефтянку. И поэтому не всегда носит объективный характер.
С другой стороны, трудно представить себе реальную конкуренцию между КМГ и "Тенгизшевройлом". Госкомпания добывает только лишь 15 процентов всей казахстанской продукции, тогда как контролируемое американцами предприятие - 20. "Тенгизшевройл" чувствует себя на казахстанском нефтяном рынке очень уверенно. Эта уверенность обусловлена практически неограниченными резервами по увеличению добычи. В конце января 2007 года совместное предприятие объявило, что увеличит добычу минимум на 90 тысяч баррелей и доведет общий среднесуточный показатель производства до 400 тысяч. Во второй половине нынешнего года - до 540 тысяч. В течение этого года "Тенгизшевройл" планирует удвоить прошлогоднее достижение.
Нет выхода?
Свои планы по нефтедобыче Министерство энергетики и минеральных ресурсов озвучило. 7 февраля нынешнего года на коллегии ведомства его глава Сауат Мынбаев рассказал о том, что в 2008 году страна планирует нарастить добычу на 4 процента - до 70 миллионов тонн с 67,2 миллионов тонн в 2007 году. Надо признать, что если планы "Тенгизшевройла" станут реальностью, то его доля во всей казахстанской нефти вырастет до 36 процентов.
Можно также ожидать увеличения доли компаний, занятых на разработке месторождений Карачаганак и Кашаган. Вместе с тем, КМГ контролирует по большей части старые и в довольно значительной степени отработанные месторождения нефти.
Выход из этой ситуации видится в том, чтобы КМГ стал активнее инвестировать в разработку новых нефтеносных районов. Для чего, в свою очередь, требуются передовые технологии и продвинутый менеджмент.
Конечно, поддержка со стороны государства играет довольно существенную роль, однако уповать лишь на административный ресурс в вопросах нефтяного бизнеса нет особого смысла. Безусловно, дефицит инвестиций можно покрыть за счет заимствований из бюджета или национального фонда. Но откуда КМГ взять технологии и менеджмент?
Проигрывает КМГ и по экспорту нефти. Доля иностранных компаний, контролирующих перспективные месторождения, неуклонно растет, тогда как доля в экспорте КМГ неуклонно снижается.
Неоптимистична картина и в сфере открытия и разработки новых месторождений. КМГ даже при всем своем желании не смог привлечь достаточно средств, чтобы активно включиться в разработку шельфа Каспийского моря. Со своей стороны, западные нефтяные компании вложили в шельф миллиарды долларов. Они отдают себе отчет в том, что именно здесь будущее казахстанской нефтедобычи. И эти вложения, по их расчетам, должны окупиться в будущем.
Переоценка ценностей
В Казахстане решили пойти по тому же пути, по которому идет Россия. Формат незрелых и невыгодных стране СРП будет заменен форматом, при котором основные прибыли от нефтянки пойдут за счет экспортной пошлины.
В этом плане повышение доли участия КМГ в Кашагане можно воспринимать и как одну из последних попыток казахстанских властей решить вопросы увеличения отдачи нефтянки за счет увеличения доли в проектах КМГ.
Перед казахстанским правительством стоял выбор: повышать тарифы на прокачку нефти по своей территории или ввести экспортную пошлину. Как показала жизнь, выбор был сделан в пользу второго варианта.
Если проанализировать первый вариант, то мы должны с большим пониманием относиться к вопросу увеличения мощности КТК. Российская сторона твердо придерживается позиции по повышению тарифов с 30 до 38 долларов за тонну. Они аргументируют это требование необходимостью вывести КТК на рентабельность.
Кризис ликвидности, который пришел в Казахстан из США, заставил Астану изыскивать источники пополнения бюджета. Экспортная пошлина на нефть и стала такого рода источником.
Принципиальное решение по вопросу введения экспортной пошлины было принято 8 апреля на заседании казахстанского правительства в Астане. Размер пошлины должен будет составить 109,91 доллара. Ожидается, что принятая мера увеличит поступления в бюджет до конца года на 1 миллиард долларов. Постановление вступило в силу через 30 дней после его принятия.
Как все получится
Справка:
Экспортные пошлины - это обязательный государственный денежный сбор, взимаемый таможенными органами при вывозе товаров за пределы государства, в соответствии с таможенными тарифами, утвержденными законами данной страны.
Являются элементом таможенной политики государства, который путем регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивает защиту внутреннего рынка. Способствуют формированию рациональной структуры экспорта, ограничивают вывоз продукции, имеющей большой спрос внутри страны.
При высоких мировых ценах на какой-либо товар устанавливаются повышенные экспортные пошлины, обеспечивая, таким образом, рост доходной части государственного бюджета. В условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка экспортные пошлины используются в интересах защиты национальной экономики.Способствуют созданию оптимальных соотношений между объемом экспорта и импорта, позволяют урегулировать торговый и платежный балансы.
С одной стороны, казахстанское правительство желает получить эффективный инструмент, который будет оказывать влияние на структуру экспорта казахстанской нефтью.
В случае неблагоприятной конъюнктуры экспортная пошлина будет уменьшаться, в то же время, когда цены на нефть растут - экспортную пошлину, как правило, увеличивают.С другой стороны, это еще одно свидетельство того, насколько казахстанская экономика и ее рост связаны с поступлениями от нефтяной промышленности. Реальной диверсификации экономики еще не наблюдается, поэтому и решено увеличить поступления в бюджет из того же проверенного нефтяного источника.
Fitch Ratings полагает, что введение в Казахстане экспортной пошлины на нефть не окажет влияния на рейтинги. Это связано с тем, что пошлиной будут облагаться компании, контракты которых не предусматривают стабильность размера пошлин. Среди них крупнейшая казахстанская нефтегазовая компания "Разведка Добыча КазМунайГаз" (РД КМГ), а также менее крупные предприятия. Ожидается, что международные нефтегазовые консорциумы, которые работают в Казахстане, будут освобождены от уплаты пошлины, включая "Тенгизшевройл" и консорциум, который ведет разработку Карачаганакского месторождения.
При этом Fitch Ratings ссылается на высокую прибыльность казахстанских нефтяных компаний по сравнению с соответствующими показателями российских и других западных компаний. Вместе с тем прибыльность тех же российских компаний по сравнению с западными компаниями высока, что предполагает большой люфт по прибыльности казахстанских нефтяных компаний.
Надо принимать в расчет и тот факт, что в России нефтяная пошлина преодолела рубеж в 330 долларов, тогда как в Казахстане вводится в размере 109 долларов. Казахстанская нефтяная пошлина в три раза меньше, чем российская. Это тоже фактор того, что казахстанские нефтяные компании, подпадающие под экспортную пошлину, будут и в дальнейшем показывать неплохую доходность. Еще одной предпосылкой является благоприятная рыночная конъюнктура, благодаря которой резкого снижения доходности ожидать не приходится.
Конечно, перед казахстанским правительством в связи с введением экспортной пошлины стоят довольно сложные задачи. Никто не сомневается в том, что поступления от нефтянки есть ключевой источник финансовой стабильности в стране. Никто не сомневается и в том, что нефтяные деньги предназначены для модернизации казахстанской экономики и закупа передовых технологий за рубежом. Никто ведь и не сомневается в том, что эту отрасль необходимо развивать, а инвестиции в разработку, технологии и менеджмент важно изыскивать.Поэтому и придется искать баланс между интересами государственного бюджета и обеспечением дальнейшего развития нефтяной промышленности.Опыт России, где всерьез обсуждают вопрос снижения экспортной пошлины, говорит о том, что переусердствовать в этом вопросе можно легко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий