пятница, 25 апреля 2008 г.

Дружба - навек?


В апреле 2007 года Нурсултан Назарбаев совершил визит в Киргизию. Тогда были подписаны важные, по мнению официальных казахстанских СМИ, документы по интеграции.Но, по большому счету, более значимым во время визита стало заявление Курманбека Бакиева о том, что большой интерес к возможному союзу проявляют Узбекистан и Таджикистан.Как и сегодня, скептик-Каримов довольно пессимистически отнесся к инициативе. Он стал выжидать, какими путями интеграция пойдет и на каких условиях. Нелишне напомнить некоторые принципы, которых придерживается Каримов.

Во-первых, интеграция региона не должна ограничивать суверенитет стран-членов, в частности, Узбекистана. Во-вторых, Ташкент может пойти на создание внутри структуры наднациональных органов, но лишь в тех рамках, в которых они не будут покушаться на, суверенитет страны!
В своих комментариях "Независимой газете" казахстанский политолог Досым Сатпаев говорит о нецелесообразности для Узбекистана регионального союза. Причем, по словам политолога, Каримову невыгодны наднациональные структуры, которые обязательны в такого рода союзах.К тому же, между центрально-азиатскими странами наблюдается высокий уровень недоверия друг к другу. В политической элите Киргизии нет-нет промелькнет недовольство по отношению к соседнему Казахстану. В соседях они видят определенную угрозу экономической и политической экспансии, а в перспективе - потерю суверенитета. Есть еще одна причина, по которой интегрировать центрально-азиатские страны нелегко. Многие из них являются сырьевыми странами, самостоятельно выстраивают свою стратегию поставок сырья на внешние рынки, и практически конкурируют на этих самых рынках.

Недавний визит представителей Узбекистана, Казахстана и Туркменистана в "Газпром" - это скорее исключение, чем правило. Страны объединились в кратковременный союз, чтобы выставить свои условия "Газпрому".

Факторы реинтеграции

Факторы реинтеграции сейчас более очевидны, чем факторы интеграции.

Во-первых, страны центрально-азиатского региона находятся на разных уровнях развития. При довольно приличных темпах экономического развития Казахстана, экономика Узбекистана медленно, но верно стагнирует.

Киргизия при Акаеве и при Бакиеве не проявляет признаков самостоятельного развития, все больше ориентируясь на помощь извне. Таджикистан также сильно зависим от внешней помощи. Туркменистан в последнее время стал отказываться от автаркической модели развития, однако динамика отказа пока не вызывает оптимизма.

Во-вторых, все страны Центральной Азии имеют разную степень политического развития. Казахстан и Киргизия в отличие от остальных стран региона имеют более-менее сносную политическую модель, но и ее с трудом можно назвать демократической: гражданское общество не сформировано, политическая оппозиция находится в стадии инкубационного развития. В Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане ситуация с политическими свободами еще более сложная.

В-третьих, политические элиты стран Центральной Азии не заинтересованы в наднациональных структурах, которым будут переданы функции контроля. Интеграция без наднациональных структур невозможна.

В настоящее время лишь казахстанский президент готов поставить региональные интересы выше национальных.

Киргизия в силу большой геополитической зависимости от Казахстана также поддержала идею интеграции. Остальные президенты еще не готовы к подобного рода действиям.

В-четвертых, президенты любят ссылаться на культурно-историческую общность. По большому счету, их объединяет общность судьбы в составе сначала Российской империи, потом - СССР. При этом политические элиты почти всегда этот исторический период оценивают негативно.

В-пятых, государства региона пока не созрели до осознания так называемого регионального интереса. Обычно это понятие заменяется региональной безопасностью в силу близости Афганистана, Ирана, а также влияния Турции. Еще одной предпосылкой говорить о безопасности могут служить интересы мировых центров силы в Центральной Азии.Попытки создать региональную интеграционную структуру в 90-х годах оказались тщетными именно в силу пяти вышеперечисленных факторов.

Даже, если все утрясется

Вполне может так случиться, что Назарбаев уговорит своих коллег начать переговоры по формированию пространства, в котором будут свободно перемещаться товары, капиталы, услуги и люди. Однако даже на самом высоком межгосударственном уровне переговоров лидеров стран региона ждет множество проблем.

К примеру, Узбекистан и Таджикистан еще в течение долгого времени не смогут определиться со своими границами. Миллионная узбекская диаспора в Таджикистане отличается высокой организованностью, достаточно хорошими административными и финансовыми ресурсами. Таджикская диаспора в Узбекистане в отличие от узбекской в Таджикистане пассивна и разрозненна. Поэтому высокая активность узбекской диаспоры часто приводят к локальным трениям между таджиками и узбеками.

Узбекистан заминировал участки госграницы с Таджикистаном. Официальная аргументация - профилактика от проникновения в страну террористов и экстремистов. Неофициальная аргументация - Ташкент не хочет принимать на своей территории беженцев и таким способом стремится решить территориальный вопрос в свою пользу.

Экономические интересы Таджикистана часто находят откровенную неприязнь в Узбекистане. Это можно увидеть на примере расторжения таджикской стороной соглашения с "Русалом" Олега Дерипаски. Россияне в течение трех лет пытались приступить к строительству крупнейшей на пространстве СНГ Рогунской ГЭС.

Душанбе настаивал на увеличении мощности проекта за счет высоты плотины, "Русал" противился изменению параметров проекта. Если бы таджикские власти добились увеличения высоты плотины до 325 метров, они бы получили возможность контролировать водные ресурсы региона. Это был бы второй Токтогуль, позволяющий Киргизии регулировать сток воды в Сырдарью.

Ташкент выступил против такого проекта, а "Русал" не хотел менять расчеты по проекту в силу финансовых причин. Однако Душанбе счел действия "Русала" за поддержку позиции Узбекистана по вопросу Рогунской ГЭС.

Узбекистан так и не смог ни при Сапармурате Ниязове, ни при Гурбангулы Бердымухаммедове решить вопросы делимитизации госграницы и визового режима. В 2002 году спецподразделения Туркмении вторглись на территорию посольства Узбекистана и провели там обыск с целью поиска организаторов покушения на Ниязова.

С тех самых пор ни встреча президентов в 2004 году, ни последовавшие затем контакты на более низком уровне не вывели узбекско-туркменские отношения на другой уровень.

Между Ташкентом и Ашхабадом еще не решены вопросы распределения воды и правового статуса узбеков, проживающих на приграничных территориях.

Конечно, Узбекистан и Казахстан во многом определяют безопасность и стабильность в регионе. Но отсутствие общих подходов ослабляет их сопротивляемость исламскому экстремизму.

Узбекистан не согласен с тем, что Казахстану еще в 50-х годах прошлого века передали Сарыагаш и несколько районов, которые оказались в составе Южно-Казахстанской области. Поначалу их передали Узбекистану, а затем вернули Казахстану.

Казахстан, в свою очередь, территориальных претензий не предъявляет, но очень опасается нерегулируемой миграции из Узбекистана.

Киргизия и Узбекистан имеют одну общую цель - подавить исламских экстремистов в Ферганской долине. Однако это не мешает время от времени выступать друг против друга. После памятных андижанских событий узбекские спецслужбы обвинили Киргизию в том, что на ее территории расположены тренировочные лагеря боевиков.

Достаточно много между государствами спорных территорий. Не менее силен и анклавный фактор. На территории Киргизии есть два узбекских анклава - Сох и Шахимардан, в Узбекистане - село Барак в Ошской области. Свои анклавы Ташкент использует в качестве инструмента давления на Киргизию. Бишкек, в свою очередь, занимает жесткую позицию в вопросах распределения водных ресурсов.

Что и требовалось доказать

Визит Каримова в Казахстан стал еще одной встречей президентов, не решивших ключевых вопросов узбекско-казахстанских отношений. Лидеры остались при своем мнении, не сумев выработать единых подходов по вопросу региональной интеграции.

В частности, они решили создать зону свободной торговли. Однако процесс еще находится в зачаточном состоянии, а стороны лишь приступят к подготовке соглашения. Это означает, что вопрос будет долго и нудно обговариваться сторонами. В ходе последнего визита Назарбаева в Узбекистан стороны договорились об открытии представительства Банка развития Казахстана в Узбекистане. Теперь президенты ударили по рукам в вопросе создания торговых представительств в Ташкенте и Астане.

Сетования Каримова на структуру товарообмена - еще одна попытка завуалировать иные проблемы в узбекско-казахстанских отношениях.

Еще одним вопросом, который поднимался в ходе визита, стал водно-энергетический. Президенты договорились обсудить их на трехсторонних переговорах в конце апреля в Бишкеке.

Назарбаев в ходе встречи со своим узбекским коллегой попенял на позицию Киргизии. Киргизы до сих пор ставят вопрос о том, что вода - это товар, и его нужно покупать странам, которые в ней заинтересованы. Казахстан и Узбекистан считают ее общей ценностью и не хотят платить.

По вопросу Союза центрально-азиатских государств Каримов высказался ясно. "Для Узбекистана эта инициатива, - заявил он, - неприемлема. Заявляю это раз и навсегда с тем, чтобы не было никаких спекуляций".

При этом он справедливо указал на различные уровни экономического и социального развития стран. Каримов немного остановился на проблемах, которые существуют между государствами, сославшись на негативный опыт попыток создать в Центральной Азии интеграционные структуры. Третьим фактором торможения процессов интеграции Каримов назвал нежелание политических элит присоединяться к различного рода союзам и волеизъявление народов.

Последний постулат Каримова является наиболее слабым. Во-первых, еще ни в одной стране региона подобные референдумы не проводились. Во-вторых, проведенный в начале 90-х годов референдум о сохранении СССР показал, что народы СНГ готовы жить в едином государстве.

Понятно, что оказавшись в изоляции с идеей Союза центрально-азиатских государств и не получив поддержки со стороны Каримова, Назарбаев должен был выйти из сложной ситуации достойно.

И сделал это. "Фактически сотрудничество идет, мы торгуем, люди общаются, бизнес развивается, - резюмировал он. - И то, что узбекская сторона предложила создание зоны свободной торговли, это и есть первый шаг к экономическому союзу в будущем. Конечно, никто не предполагал, что центрально-азиатский союз возникнет в один день".

Что и требовалось доказать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОСОЛЬСТВА В РК

Армения
Посольство Республики Армении
Алматы, 480072, пр. Сейфуллина, 579, 7 этаж
Т. 692908, ф.692932
1-ый Секретарь Посольства - Юрий Сергеевич Петросян

Афганистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАН
Алматы, 480004, ул. Фурманова, 46, к. 25
Т. 338711, ф. 338711
Советник - Абдул Муктадир Фрозанфар

Бельгия
КОНСУЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ
Алматы, 480096, ул. Гоголя, 207, уг. ул. Джумалиева
Т. 506324, 506423, ф. 509081
bluestar@kaznet.kz
Почетный Консул - Mr. Daniel Parisse

Болгария
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
Алматы, 480002, ул. Макатаева, 13 а
Т. 302754, 302755, 302749, ф. 302755
DEKOF@ITT.kz
Поверенный в Делах - Декоф Дмитр Тодоров

Ватикан
ВАТИКАН (Святой Престол)
Алматы, 480091, ул. Кабанбай батыра, 77, кв 16, уг. ул. Тулебаева
Т. 636776, ф. 636240
Папский нунций Архиепископ - Мариан ОЛЕСЬ

Великобритания
BRITISH EMBASSY
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173, уг. Курмангазы
Т. 506191, 506192, ф.506260
british-embassy@kaznet.kz
Her Majesty's Ambassador - Mr. Richard Lewington

Венгрия
ПОСОЛЬСТВО ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480100, ул. Мусабаева, 4
Т. 551206, ф. 551308
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Шандор ШИМИЧ

Германия
Посольство Федеративной Республики Германия
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 506155, 506156, ф. 506276
german_embassy_almaty@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Dr. Michael Libal

Греция
Посольcтво Греческой Республики
Алматы, 480051, пр. Достык, 216/1, уг. ул. Заводской
Т. 503961/62, ф. 503938
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Nicolas Hatoupis

Грузия
Посольство Грузии
Алматы, Посольский городок, Баян-аул, коттедж № 7
Т. 234121
Советник - Лаша Нинуа

Египет
ПОСОЛЬСТВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Алматы, 480100, ул. Зенкова, 59 уг. ул. Жамбула
Т. 916358, 911022, ф. 911022
sphinx_emb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mohamed Nabil Abdel Aziz Fedawy

Израиль
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 87, уг. ул. Казыбек би
Т. 507215, ф. 506283
Чрезвычайный и Полномочного Посол - Mr. Israel Mey-Ami

Индия
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 71, уг. ул. Казыбек би
Т. 921411, ф. 926767
india@in-emb.almaty.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Saiyed Raza Hashim

Иран
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Алматы, 480012, ул. Кабанбай батыра, 119, уг. Мичурина
Т. 541974, 675055, ф. 542754
Чрезвычайный и Полномочный Посол – Farsi

Испания
Почетное Консульство Испании
Алматы, ул. Шарипова, 90, офис 401
Т. 347444, 581201, ф. 581202
Почетный Консул / Honorary Consul - Mr. Daniel Mota Martinez

Испания
ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИИ
Алматы, 480072, ул. Байтурсынова, 102
Ambassador - Francisco Pascual de la Parte

Италия
Посольство Итальянской Республики
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 20 а, 3 этаж
Т. 910107, 910007, ф. 910053
ambalma@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Fabrizio Piaggesi

Канада
Посольство Канады
Алматы, 480100, ул. Карасай батыра, 34, уг. ул. Пушкина
Т. 501151, 501152, ф. 582493
almat@dfait-maeci.gc.ca
Чрезвычайный Полномочный посол - Jerald Skinner

Китай
ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 137
Т. 639291, 631966, ф. 638209
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Yao Peisheng

Корея
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ
Алматы, ул. Джаркентская, 2/77,
Т. 532691, 532689, ф. 507059
kzemb@hanmail.net
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Choi Seung-Hoh

Кыргызстан
Посольство Кыргызской Республики
Алматы, 480012, ул. Амангельды, 68 а
Т. 632565, ф. 633362
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Акбар РЫСКУЛОВ

Латвия
Торговое представительство Латвии а Казахстане
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 92, офис 321
Т. 628258
Глава представительства - Слувко Францис

Ливия
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ
Алматы, ул. Мельничная, 10, уг. ул. Кабанбай батыра
Т. 542748, 542745, ф. 608536
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Рамадан Аль Мабрук Мухаммад АЛЬЖАДИ

Литва
Посольство Литовской Республики
Алматы, 480099, Горный Гигант, ул. Искандерова, 15
Т. 534103, 656123, ф.651460
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Виргилиус БУЛОВАС

Малайзия
ПОСОЛЬСТВО МАЛАЙЗИИ
Алматы, пр. Аль-Фараби, 36/2, уг. ул. Вихрева
Т. 533503, 533504, 533507, ф. 533506
Посол - Тан Сен Сан

Монголия
ПОСОЛЬСТВО МОНГОЛИИ
Алматы, 480061, ул. Саина, “Аубакирова-1” возле санатория “Карагалинка”
Т. 293790, 293259, ф. 601723
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Джамбыл Дордж

Нидерланды
Посольство Королевства Нидерландов
Алматы, 480072, ул. Наурызбай батыра, 103, уг. ул. Курмангазы
Т. 638654, 503773, ф. 631957,503772
nlgovalm@online.ru
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Speekenbrink А.Н.

Пакистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
Алматы, 480004, ул. Тулебаева, 25
Т. 333548, 332678, 331502, ф. 331300
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Durray Shahwar Kureshi

Палестина
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Алматы, ул. Кастеева, 38,
Т. 601545, ф. 601545
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мохаммад Абдуллах ТАРШАХАНИ

Польша
Посольство Республики Польша
Алматы, 480051, ул. Батурина, 4
Т. 581551, ф. 581550,581552
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Зислав Новоцкий

Россия
Посольство Российской Федерации
Алматы, 480090, ул. Джандосова, 4
Т. 446491, 448222, ф. 428323
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мерзляков Юрий Николаевич

Румыния
Embassy of Romania in the Republic of Kazakhsan
Алматы, 480100, ул. Пушкина, 97
Т. 635772, ф. 588317
ambro@nursat.kz
Временный поверенный в делах Румынии в РК - Stanescu Marin

Саудовская Аравия
Посольство Королевства Саудовской Аравии
Алматы, 480100, ул. Горная, 137
Т. 657790, 657791, ф. 502811
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Ибрагим Мохаммед Мусли

США
UNITED STATES COMMERCIAL SERVICE
Алматы, 480091, пр. Сейфуллина, 531, уг. Казыбек би, 3 этаж
Т. 587920, ф. 587923
almaty.office.box@mail.doc.gov
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Richart Henry Jones

Таджикистан
Посольство Таджикистана
Алматы, 480057, ул. Джандосова, 58
Т. 455656, ф. 442089
Сотрудник - Куралов Бахтияр Ниязович

Туркменистан
Посольство Туркменистана
Алматы, 480057, пр. Абая, 76/109
Т. 509604
Первый секретарь, консул - Мухаммедтурдыев Сердар Джумаевич

Турция
Посольство Турецкой Республики
Алматы, 480100, ул. Толе би, 29
Т. 913932, 918153, ф. 506208
almatyturk@kaznet.kz
Ambassador - Mr. Cinar Aldemir

Узбекистан
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Алматы, 480100, ул. Барибаева, 36
Т. 910235, 918316, ф. 911055
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Бутаяров Турдыкул Суванович

Украина
ПОСОЛЬСТВО УКРАИНЫ
Алматы, 480091, ул. Чайковского, 208 уг. ул. Курмангазы
Т. 627073
Генеральный Консул - Бай Олег Сергеевич

Франция
Посольство Франции в Казахстане и Кыргызстане
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 582504, 582506, 582507, ф. 582509, 582179
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Serge Smessow

Чехия
ПОСОЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480002, пр. Достык, 212
Т. 641703, 641606, ф. 644997
almaata@embassy.nzv.cz
Временный Поверенный в Делах - Miroslav Andr

Швейцария
Генеральное консульство Швейцарии
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 146 Комплекс “Алтын Алма” 5 эт.
Т. 503559, 503569, ф. 501388
kswisscg@nursat.kz
Генеральный Консул - Mr. Jurg Casserini

Япония
Посольство Японии в Казахстане
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 41 а, 3 этаж
Т. 980600, ф. 608601
jpemb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Tanaka Kenji

АГЕНТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ США (ЮСАИД)
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 99/ 97 а
Т. 507612, ф. 696490
Представитель - Глэнн АНДЕРС

КОРПУС МИРА
Алматы, 480072, ул. Шевченко, 100 уг. пр. Сейфуллина, 5 этаж
Т. 692984, 692985, ф. 624030
akingsley@kz.peacecorpus.gov
Представитель - Mr. Wylie Williams

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Алматы, 480100, ул. Кунаева, 86
Т. 918838, 914167, ф. 914267
ifrckz01@ifrc.org
Глава региональной делегации по Центральной Азии - Mr. Per Jensnaes

Голландско-Казахстанский Деловой Совет
Алматы, 480004, пр. Абылай хана, 58 а
Т. 336933, ф. 339482
Исполнительный директор Казахстанского офиса - Сорокин Валентин

ЮНЕСКО
Алматы, 480100, ул. Толе би, 67, уг. ул. Чайковского
Т. 582638, 582637, ф. 695863
uhata@unesco.org
Региональный Советник по коммуникации в Центральной Азии - Mr. George Cequeira

ЮНИСЕФ (Детский фонд)
Алматы, 480013, пл. Республики, 15, 6 этаж
Т. 638700, 630203, ф. 501662
almaty@unicef.org