четверг, 27 ноября 2008 г.

60 лет Всеобщей декларации прав человека

Клод Уэлч

Клод Уэлч - почетный профессор и преподаватель политологии в университете штата Нью-Йорк в Буффало. Опубликовал 14 книг и почти 40 книжных глав и научных статей в различных областях, включая права человека, африканскую политику и роль вооруженных сил в политике. В 2006 году стал первым лауреатом Премии за жизненные достижения, вручаемую финансовой фирмой TIAA-CREF и Исследовательским фондом Университета штата Нью-Йорк.

Десятого декабря 2008 года отмечается важный юбилей: исполняется 60 лет с тех пор, как Генеральная Ассамблея ООН ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека и открыла новую эру международной истории. В чем важность этой декларации, как она возникла, о чем в ней говорится и какие результаты она дала - тема этой статьи.

В чем важность Всеобщей декларации

Всеобщая декларация относится к числу важнейших документов двадцатого столетия. Она переведена на 337 различных языков. По ней оценивают действия, совершаемые правительствами, отдельными людьми и неправительственными организациями. Она ратифицирована всеми странами мира. Такого не было практически ни с одним другим международным документом. Словом, Всеобщая декларация приобрела такую моральную и политическую значимость, какой отмечены совсем немногие документы.

Всеобщая декларация служит как руководством для нынешних действий, так и развивающейся системой идей для будущей реализации на национальном уровне. Все чаще содержащиеся в ней принципы воплощаются в действия государств. Она положена в основу Международного билля о правах и нескольких других ключевых соглашений о правах человека. И, не в последнюю очередь, Всеобщая декларация оказалась замечательно гибкой основой для дальнейшего расширения и углубления самой концепции прав человека. Много ли есть других договоров, о которых можно это сказать?

Всеобщая декларация стала одним из ответов на чудовищное уничтожение народов, стран и инфраструктуры в годы Второй мировой войны. В ходе этого конфликта была разрушена почти вся Европа. От войны сильно пострадали и многие страны Азии. Потребовалась гигантская реконструкция, чтобы люди могли вернуться к нормальной жизни. А с окончанием войны националистическая реакция против иностранного правления и требования независимости показали, что новый, послевоенный мир не обязательно будет свободным от конфликтов. Словом, необходимо было новое начало. Всеобщая декларация прав человека и стала непосредственным результатом этого стремления к новой глобальной системе правил.

Как возникла Всеобщая декларация

Вторая мировая война прямо или косвенно затронула каждую страну мира. Погибло семьдесят миллионов человек. Во время войны началась подготовка к созданию новой международной организации на смену Лиге Наций. Весной 1945 года представители 50 правительств и сотни неправительственных организаций провели встречу в Сан-Франциско. Государства выработали "конституцию" новой Организации Объединенных Наций. Получился "устав", воплотивший в себе как "официальные", так и "неофициальные" идеи.

Преамбула к Уставу ООН содержит знаменитые слова:

Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости… вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций …

Много размышлений, времени и сил ушло на определение структуры ООН. Многим знакомы и понятны функции и полномочия Генеральной Ассамблеи (где заседают все 192 члена ООН) и Совета Безопасности (10 переизбираемых и пять постоянных членов). Однако значительно менее известны подразделения ООН, занимающиеся исключительно правами человека.

Устав ООН предусматривал создание комиссии по правам человека. Ее председателем стала Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Делано Рузвельта. С помощью Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры новая Комиссия по правам человека изучала, как различные культуры, страны и философы подходили к правам человека. Эти многочисленные точки зрения углубили познания комиссии и улучшили ее работу.

В сентябре 1948 года комиссия направила составленный ею проект документа Генеральной Ассамблее ООН. Продолжительные дебаты позволили уточнить формулировки проекта и обеспечить расширяющийся консенсус. На обсуждение и утверждение документа ушло целых два года, в том числе 81 заседание, 168 поправок к тексту проекта и почти 1400 голосований. Кульминация наступила 10 декабря 1948 года. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию без единого голоса "против", хотя восемь государств воздержались. Это было замечательное завершение необыкновенного процесса.

О чем говорится во Всеобщей декларации

Всеобщая декларация прав человека ставит ряд целей, из которых одни должны быть достигнуты немедленно, а другие - как можно быстрее. Декларация также заложила основу для ряда других международных соглашений, как глобальных, так и региональных. Наконец, она побудила людей во всем мире отстаивать свои права, а не принимать чужой диктат.

Всеобщая декларация ставит "задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства". Каждый "человек и каждый орган общества" должны содействовать "уважению этих прав и свобод... путем прогрессивных мероприятий". В качестве цели было указано "обеспечение всеобщего и эффективного признания и осуществления их".

В основе всей Декларации лежит единый фундаментальный принцип. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", - гласит статья 1. Это утверждение бросало вызов вековым устоям и широко распространенным убеждениям. Всеобщая декларация не могла сама по себе преодолеть или преобразить укоренившиеся настроения. Тем не менее, она указывала директивное направление.

Пожалуй, важнее всего то, что четкостью и прямотой своих формулировок она вдохновила миллионы людей. Растущее число переводов и сознательные усилия по распространению идей декларации обеспечили широкую известность ее принципов. Повсюду люди стали осознавать, что они обладают правами, которые не должно отнимать никакое правительство.

Составители Всеобщей декларации сознательно опирались на ряд правовых и философских традиций. Многие из ее 30 статей относятся к гражданским и политическим правам, которые защищают людей от правительства и от поддерживаемых государством злоупотреблений со стороны частных лиц. В других рассматриваются свободы, общие для каждого человека, такие, как право на свободное выражение мнений. Остальные выдвигают экономические, социальные и культурные права - такие, как доступ к образованию и право на труд.

Влияние Всеобщей декларации

Еще более значимыми, чем вдохновляющие формулировки Всеобщей декларации, стали ее результаты. В международном праве есть несколько важных договоров, ратифицированных более чем 100 странами, которые восходят к Всеобщей декларации. Вот они в хронологическом порядке:

∙ Международный пакт о ликвидации расовой дискриминации (1965);

∙ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);

∙ Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);

∙ Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1979);

∙ Конвенция против пыток и других форм жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения или наказания (1984);

∙ Конвенция о правах ребенка (1989).

Ратифицируя международное соглашение, страна берет на себя юридическое обязательство. Таким образом, граждане государств, подписавших Всеобщую декларацию и последующие документы, получили права, которыми они, возможно, не могли в полной мере пользоваться раньше, поскольку их правительство признало эти права и обязалось их уважать. Государства, подписавшие многие договоры о правах человека, должны готовить и представлять регулярные доклады о свободах своих граждан. Все эти доклады поступают к специалистам ООН, которые тщательно их изучают и рекомендуют необходимые изменения.

Все чаще собственные доклады с дополнительными подробностями представляют гражданские организации. Таким образом, все чаще осуществляется одна из надежд составителей Всеобщей декларации: люди начинают влиять на определение собственной судьбы.

На основе Всеобщей декларации появились и другие международные соглашения:

∙ Преследование лиц, обвиняемых в военных преступлениях, Международным уголовным судом, действующее с 2002 года;

∙ "Ответственность за защиту", утвержденная Генеральной Ассамблеей в 2005 году, которая возлагает на страны мира моральную обязанность помогать государствам, пострадавшим от массовых беспорядков или гражданских войн;

∙ Заключенное в августе 2006 года соглашение по проекту конвенции о правах инвалидов;

∙ Принятие ООН в сентябре 2007 года Всеобщей декларации о правах коренных народов;

∙ Сокращение применения или отмена смертной казни во многих странах Европы и в других регионах;

∙ Привлечение внимания к тому, как транснациональные корпорации влияют на права человека в местах, где они действуют.

Все это потребовало серьезного обсуждения. Между принятием Всеобщей декларации и "вступлением в силу" двух вышеупомянутых международных пактов - иными словами, их полным включением в международное право – прошло почти 20 лет. Двадцать пять лет велись дискуссии, предшествовавшие принятию Генеральной Ассамблеей Всеобщей декларации о правах коренных народов. С другой стороны, договоренность об учреждении Международного уголовного суда была достигнута за четыре года, а конвенция о правах ребенка была заключена менее чем за год. Так что картина неоднозначна.

Что предстоит сделать?

Уже шесть десятилетий Всеобщая декларация о правах человека доказывает свою прочность. И все же дебаты продолжаются.

Культурные различия продолжают вызывать споры о том, является ли декларация действительно всеобщей. Хотя принципы Всеобщей декларации раз за разом подтверждаются, кое-кто утверждают, что культурные или региональные традиции так сильно различаются, что в действительности не может быть никаких глобальных стандартов.

Второе направление полемики вращается вокруг прав лиц, принадлежащих к этническим группам и национальным меньшинствам. На индивидуальном уровне их нельзя подвергать дискриминации на основе происхождения. Однако долгосрочные экономические или политические лишения, укоренившиеся в обществе взгляды и прочие факторы, действующие против групп, к которым они принадлежат, вызывают серьезные вопросы. Обладают ли правами группы как таковые?

Дополнительная неопределенность существует в отношении внутренне перемещенных лиц. К их числу относятся лица, которые из-за конфликтов не могут оставаться дома, но при этом не пересекают международных границ. Внутренне перемещенные лица живут в ужасающих, опасных условиях. Они также юридически находятся на ничейной земле. Если бы они покинули свои страны, они бы пользовались международной правовой защитой. Оставаясь же в своей стране или неподалеку от дома, они продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами.

Четвертая спорная область относится к тому, как наилучшим образом улаживать крупномасштабные гражданские конфликты. Должно ли международное сообщество вмешиваться в них по гуманитарным мотивам? Следует ли создавать комитеты по миру и примирению или другие подобные группы для установления "истины"? Следует ли поощрять переговоры между противоборствующими группами, обещая амнистию лицам, обвиняемых в военных преступлениях? Или в интересах правосудия лучше пытаться их задерживать и предавать Международному уголовному суду? Насколько далеко должны заходить обязательства по "праву на защиту"? Кто должен брать на себя ответственность за принудительное вмешательство?

Еще одна область, вызывающая озабоченность, связана с принесением извинений и компенсациями за прежние нарушения прав человека. Насилие против большого числа людей другой национальности, имевшее место в прошлом, может испортить - и действительно портит - отношения между правительствами и населением. Таким образом, вся эта область чревата политическими трудностями, не говоря уже о ее важности для прав человека вообще.

Комиссии по установлению истины и группы истины и примирения создают дополнительное измерение, доказывая эволюцию и рост прав человека. Они расследуют нарушения, имевшие место в прошлом. Их учреждение показывает, что злодеяния, совершенные в прошлом, невозможно скрывать вечно.

Возможность пользоваться правами человека во всей их полноте ограничивается, а то и вовсе исключается серьезными экономическими проблемами. Если права человека "начинаются с завтрака", люди должны иметь достаточно возможностей для трудоустройства и образования. Они должны иметь возможность вырваться из ловушки бедности и избежать зловещих последствий недоедания и эндемических заболеваний. Всеобщая декларация затрагивает эти проблемы в общем виде. Однако серьезные проблемы остаются в связи с экономическим неравенством внутри стран и между ними. Расточительность или коррупция среди государственных должностных лиц уменьшают объем средств, остающихся на удовлетворение других потребностей.

Наконец – и во многих отношениях это важнее всего – Всеобщая декларация прав человека не может выполняться "традиционными" средствами принуждения. ООН не имеет собственных вооруженных сил и вынуждена привлекать себе на помощь военные подразделения других государств. Учреждения ООН, непосредственно занимающиеся правами человека, такие, как базирующееся в Женеве Управление Верховного комиссара по правам человека, финансируются скудно.

И тем не менее, если оглянуться на 1948 год, можно видеть замечательный прогресс. Дальновидный документ стал живой реальностью. Всеобщую декларацию следует уважать за ее прочную основу и гибкую структуру. Десятое декабря 2008 года должно отмечаться во всем мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОСОЛЬСТВА В РК

Армения
Посольство Республики Армении
Алматы, 480072, пр. Сейфуллина, 579, 7 этаж
Т. 692908, ф.692932
1-ый Секретарь Посольства - Юрий Сергеевич Петросян

Афганистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАН
Алматы, 480004, ул. Фурманова, 46, к. 25
Т. 338711, ф. 338711
Советник - Абдул Муктадир Фрозанфар

Бельгия
КОНСУЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ
Алматы, 480096, ул. Гоголя, 207, уг. ул. Джумалиева
Т. 506324, 506423, ф. 509081
bluestar@kaznet.kz
Почетный Консул - Mr. Daniel Parisse

Болгария
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
Алматы, 480002, ул. Макатаева, 13 а
Т. 302754, 302755, 302749, ф. 302755
DEKOF@ITT.kz
Поверенный в Делах - Декоф Дмитр Тодоров

Ватикан
ВАТИКАН (Святой Престол)
Алматы, 480091, ул. Кабанбай батыра, 77, кв 16, уг. ул. Тулебаева
Т. 636776, ф. 636240
Папский нунций Архиепископ - Мариан ОЛЕСЬ

Великобритания
BRITISH EMBASSY
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173, уг. Курмангазы
Т. 506191, 506192, ф.506260
british-embassy@kaznet.kz
Her Majesty's Ambassador - Mr. Richard Lewington

Венгрия
ПОСОЛЬСТВО ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480100, ул. Мусабаева, 4
Т. 551206, ф. 551308
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Шандор ШИМИЧ

Германия
Посольство Федеративной Республики Германия
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 506155, 506156, ф. 506276
german_embassy_almaty@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Dr. Michael Libal

Греция
Посольcтво Греческой Республики
Алматы, 480051, пр. Достык, 216/1, уг. ул. Заводской
Т. 503961/62, ф. 503938
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Nicolas Hatoupis

Грузия
Посольство Грузии
Алматы, Посольский городок, Баян-аул, коттедж № 7
Т. 234121
Советник - Лаша Нинуа

Египет
ПОСОЛЬСТВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Алматы, 480100, ул. Зенкова, 59 уг. ул. Жамбула
Т. 916358, 911022, ф. 911022
sphinx_emb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mohamed Nabil Abdel Aziz Fedawy

Израиль
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 87, уг. ул. Казыбек би
Т. 507215, ф. 506283
Чрезвычайный и Полномочного Посол - Mr. Israel Mey-Ami

Индия
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 71, уг. ул. Казыбек би
Т. 921411, ф. 926767
india@in-emb.almaty.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Saiyed Raza Hashim

Иран
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Алматы, 480012, ул. Кабанбай батыра, 119, уг. Мичурина
Т. 541974, 675055, ф. 542754
Чрезвычайный и Полномочный Посол – Farsi

Испания
Почетное Консульство Испании
Алматы, ул. Шарипова, 90, офис 401
Т. 347444, 581201, ф. 581202
Почетный Консул / Honorary Consul - Mr. Daniel Mota Martinez

Испания
ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИИ
Алматы, 480072, ул. Байтурсынова, 102
Ambassador - Francisco Pascual de la Parte

Италия
Посольство Итальянской Республики
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 20 а, 3 этаж
Т. 910107, 910007, ф. 910053
ambalma@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Fabrizio Piaggesi

Канада
Посольство Канады
Алматы, 480100, ул. Карасай батыра, 34, уг. ул. Пушкина
Т. 501151, 501152, ф. 582493
almat@dfait-maeci.gc.ca
Чрезвычайный Полномочный посол - Jerald Skinner

Китай
ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 137
Т. 639291, 631966, ф. 638209
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Yao Peisheng

Корея
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ
Алматы, ул. Джаркентская, 2/77,
Т. 532691, 532689, ф. 507059
kzemb@hanmail.net
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Choi Seung-Hoh

Кыргызстан
Посольство Кыргызской Республики
Алматы, 480012, ул. Амангельды, 68 а
Т. 632565, ф. 633362
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Акбар РЫСКУЛОВ

Латвия
Торговое представительство Латвии а Казахстане
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 92, офис 321
Т. 628258
Глава представительства - Слувко Францис

Ливия
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ
Алматы, ул. Мельничная, 10, уг. ул. Кабанбай батыра
Т. 542748, 542745, ф. 608536
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Рамадан Аль Мабрук Мухаммад АЛЬЖАДИ

Литва
Посольство Литовской Республики
Алматы, 480099, Горный Гигант, ул. Искандерова, 15
Т. 534103, 656123, ф.651460
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Виргилиус БУЛОВАС

Малайзия
ПОСОЛЬСТВО МАЛАЙЗИИ
Алматы, пр. Аль-Фараби, 36/2, уг. ул. Вихрева
Т. 533503, 533504, 533507, ф. 533506
Посол - Тан Сен Сан

Монголия
ПОСОЛЬСТВО МОНГОЛИИ
Алматы, 480061, ул. Саина, “Аубакирова-1” возле санатория “Карагалинка”
Т. 293790, 293259, ф. 601723
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Джамбыл Дордж

Нидерланды
Посольство Королевства Нидерландов
Алматы, 480072, ул. Наурызбай батыра, 103, уг. ул. Курмангазы
Т. 638654, 503773, ф. 631957,503772
nlgovalm@online.ru
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Speekenbrink А.Н.

Пакистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
Алматы, 480004, ул. Тулебаева, 25
Т. 333548, 332678, 331502, ф. 331300
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Durray Shahwar Kureshi

Палестина
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Алматы, ул. Кастеева, 38,
Т. 601545, ф. 601545
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мохаммад Абдуллах ТАРШАХАНИ

Польша
Посольство Республики Польша
Алматы, 480051, ул. Батурина, 4
Т. 581551, ф. 581550,581552
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Зислав Новоцкий

Россия
Посольство Российской Федерации
Алматы, 480090, ул. Джандосова, 4
Т. 446491, 448222, ф. 428323
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мерзляков Юрий Николаевич

Румыния
Embassy of Romania in the Republic of Kazakhsan
Алматы, 480100, ул. Пушкина, 97
Т. 635772, ф. 588317
ambro@nursat.kz
Временный поверенный в делах Румынии в РК - Stanescu Marin

Саудовская Аравия
Посольство Королевства Саудовской Аравии
Алматы, 480100, ул. Горная, 137
Т. 657790, 657791, ф. 502811
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Ибрагим Мохаммед Мусли

США
UNITED STATES COMMERCIAL SERVICE
Алматы, 480091, пр. Сейфуллина, 531, уг. Казыбек би, 3 этаж
Т. 587920, ф. 587923
almaty.office.box@mail.doc.gov
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Richart Henry Jones

Таджикистан
Посольство Таджикистана
Алматы, 480057, ул. Джандосова, 58
Т. 455656, ф. 442089
Сотрудник - Куралов Бахтияр Ниязович

Туркменистан
Посольство Туркменистана
Алматы, 480057, пр. Абая, 76/109
Т. 509604
Первый секретарь, консул - Мухаммедтурдыев Сердар Джумаевич

Турция
Посольство Турецкой Республики
Алматы, 480100, ул. Толе би, 29
Т. 913932, 918153, ф. 506208
almatyturk@kaznet.kz
Ambassador - Mr. Cinar Aldemir

Узбекистан
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Алматы, 480100, ул. Барибаева, 36
Т. 910235, 918316, ф. 911055
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Бутаяров Турдыкул Суванович

Украина
ПОСОЛЬСТВО УКРАИНЫ
Алматы, 480091, ул. Чайковского, 208 уг. ул. Курмангазы
Т. 627073
Генеральный Консул - Бай Олег Сергеевич

Франция
Посольство Франции в Казахстане и Кыргызстане
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 582504, 582506, 582507, ф. 582509, 582179
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Serge Smessow

Чехия
ПОСОЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480002, пр. Достык, 212
Т. 641703, 641606, ф. 644997
almaata@embassy.nzv.cz
Временный Поверенный в Делах - Miroslav Andr

Швейцария
Генеральное консульство Швейцарии
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 146 Комплекс “Алтын Алма” 5 эт.
Т. 503559, 503569, ф. 501388
kswisscg@nursat.kz
Генеральный Консул - Mr. Jurg Casserini

Япония
Посольство Японии в Казахстане
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 41 а, 3 этаж
Т. 980600, ф. 608601
jpemb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Tanaka Kenji

АГЕНТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ США (ЮСАИД)
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 99/ 97 а
Т. 507612, ф. 696490
Представитель - Глэнн АНДЕРС

КОРПУС МИРА
Алматы, 480072, ул. Шевченко, 100 уг. пр. Сейфуллина, 5 этаж
Т. 692984, 692985, ф. 624030
akingsley@kz.peacecorpus.gov
Представитель - Mr. Wylie Williams

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Алматы, 480100, ул. Кунаева, 86
Т. 918838, 914167, ф. 914267
ifrckz01@ifrc.org
Глава региональной делегации по Центральной Азии - Mr. Per Jensnaes

Голландско-Казахстанский Деловой Совет
Алматы, 480004, пр. Абылай хана, 58 а
Т. 336933, ф. 339482
Исполнительный директор Казахстанского офиса - Сорокин Валентин

ЮНЕСКО
Алматы, 480100, ул. Толе би, 67, уг. ул. Чайковского
Т. 582638, 582637, ф. 695863
uhata@unesco.org
Региональный Советник по коммуникации в Центральной Азии - Mr. George Cequeira

ЮНИСЕФ (Детский фонд)
Алматы, 480013, пл. Республики, 15, 6 этаж
Т. 638700, 630203, ф. 501662
almaty@unicef.org