пятница, 25 декабря 2009 г.

ыргызская Республика - После 15 лет бесконечных реформ

Уход государства от ответственности за социальное развитие - это отказ от национальной государственности

Преамбула

К чему привели навязанные нам извне и с восторгами воспринятые политическими элитами реформы государственного управления и социального сектора?

К полной потере управляемости, к социальной безответственности, к росту внешнего долга, к массовым нарушениям социальных и экономических прав граждан. Вместо национального осознания необходимой обществу модернизации мы выполняли чужой сценарий развития, при этом, не понимая, что все эти годы мы употребляли «осетрину второй свежести». В мире не существует модели ухода государства от ответственности, как нам это пытались внушить менторы из Всемирного банка и Международного валютного фонда. В мире есть только две базовые модели развития экономики и общества: успешная и неуспешная. Существует множество вариантов и комбинаций сосуществования государства и частного сектора, государства и местного самоуправления, государства и групп граждан. Нобелевские лауреаты 2009 года в области экономики блистательно доказали успешность некоммерческого и нерыночного управления коммунальной собственностью и осудили корпоративную жадность и безответственность. В противовес этому все сменяющие друг друга политические элиты Кыргызской Республики с упорством, достойным лучшего применения, ищут пути отказа от ответственности, при этом занимая огромные суммы в долг под так называемые реформы, разрушающие государство.

После 15 лет бесконечных реформ, что в сухом остатке?

В сфере здравоохранения мы получили ликвидацию бесплатной медицинской помощи взамен на невменяемые модели сооплаты, семейной медицины и т.д. Сейчас здоровье нации под угрозой. Показатели смертности растут. Рост инфекционных заболеваний (в том числе и тех, с которыми успешно справилась советская медицина) зашкаливает.



В сфере образования реформы привели к растущей общей безграмотности и беспомощности выпусников средних школ, к их неспособности ориентироваться в современном мире, что было выявлено независимыми международными исследованиями. Плюс к этому учителя покидают государственные школы и вообще уезжают из страны, так как в результате реформ они превратились в низкооплачиваемый, угнетаемый и абсолютно неуважаемый в обществе класс госслужащих, утратив престиж профессии при полной неспособности выполнить одну из важнейших общественных функций – воспитать и обучить новое поколение кыргызстанцев.

В сфере пенсионного обеспечения реформы привели к созданию непрозрачной и непонятной обществу схемы коэффициентов и разделения пенсий на накопительную и базовую части, в чем не способны разобраться даже работники этой системы. Поколения сорокалетних и пятидесятилетних кыргызстанцев не верят в возможность получения достойной пенсии в старости, поэтому, за редким исключением, стараются не платить страховые взносы в пенсионный фонд. Поколения двадцатилетних и тридцатилетних кыргызстанцев пополнили собой передовой отряд гастарбайтеров в странах ближнего и дальнего зарубежья, и если они платят налоги и страховые взносы, то не нашему государству.

В сфере водоснабжения всем очевиден полный провал – результаты печально известного международного проекта «Таза Суу» у всех на слуху, причем основной акцент тоже делался на уход государства из этого сектора, а что могут сделать необученные сельские ассоциации водопользователей без техники и финансовых ресурсов? Ответ очевиден для жителей всех семи областей - всех семей, чьи дети заняты тяжкой обязанностью приносить домой тяжелые ведра и фляги с водой по нескольку раз в день. Это - возврат в средние века, а не движение к прогрессу в двадцать первом столетии.



И вот пришел черед последнего социального блага, которым еще пользуются кыргызстанцы, - свет и тепло в наших домах.



Правительство с циничной откровенностью объявило о своих планах многократного повышения энерготарифов, повергнув всю страну в ужас и негодование. К чему может привести данная мера?



Рассмотрим несколько сценариев:



1. Базовый сценарий: напугав население намеренно завышенными цифрами и запустив таким образом пробный шар зондирования общественного мнения, правительство отступит на заранее определенные позиции, повысив тарифы не так радикально. Тем не менее правительство будет мыслить в том же духе: как бы «сбыть с рук» доведенную им же «до ручки» столичную ТЭЦ и переложить ответственность на мифического частного инвестора. То есть все останется в рамках той же порочной модели и ментальности, выраженной глубоко неверным и заимствованным лозунгом «государство – плохой собственник». Хотя нынешний финансовый кризис доказал всему миру, что плохим собственником могут быть рыночные и частные структуры, в том числе всемирно известные банки и корпорации, которые приползли к государству за помощью и поддержкой.
2. Негативный сценарий: под давлением Всемирного банка правительство все же пойдет на неслыханное повышение тарифов, что приведет к таким результатам: 80 процентов городского населения (прежде всего бишкекчане), осознав полную невозможность платить такие суммы за центральное отопление и горячее водоснабжение, будет в массовом порядке срезать батареи, заваривать трубы, что приведет к коллапсу теплоснабжения целых жилых массивов многоэтажных домов. Появятся «буржуйки» с выведением труб в оконные рамы, а покупка дешевых кустарных плиток с открытыми спиралями (на «Дордое» уже сейчас огромный выбор этого примитивного средства отопления) неизбежно приведет к пожарам и гибели людей. Все это резко понизит рыночную стоимость данного сегмента рынка недвижимости и будет способствовать люмпенизации значительной части бишкекского населения. В целом можно прогнозировать уход, даже бегство людей из неотапливаемых бетонных многоэтажен, то есть спальные районы столицы превратятся в обиталище бомжей и деклассированных элементов. Мы рискуем обзавестись своими собственными «фавелами» по бразильскому варианту, куда даже в дневное время боится заходить полиция. Если предыдущий советский режим успешно покончил с бараками, «шанхаями», землянками и предложил своему народу переселиться в благоустроенные квартиры, то нынешняя власть КР ставит перед собой прямо противоположные цели. Теперь рассмотрим последствия для более благополучных слоев населения, ныне живущего в новых многоэтажках улучшенного качества и в коттеджах, - даже им содержать свое новое обетованное жилье станет очень трудно, если вообще возможно. Как результат, этот сегмент недвижимости тоже ожидает стагнация и общее понижение рыночной стоимости и ликвидности. Строительный бизнес, столь бурно развивавшийся в городах КР и служивший правительству оправданием проводимой экономической политики, станет неприбыльным, что грозит невозвратами кредитов, банкротством ипотечных банков и безработицей. Стагнация и упадок грозят следующим видам бизнеса, столь успешно развивавшимся в последние годы и способствовавшим росту ВВП: туризм (особенно круглогодичные санатории и пансионаты), гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, сетевые супермаркеты. Данный сегмент рынка выживал и успешно развивался в результате приемлемого соотношения цен и услуг, но угроза многократного повышения цен (как результат повышения тарифов на тепло и свет) приведет к массовым банкротствам и новой волне безработицы. Энерготарифы закладываются в стоимость всех товаров и услуг, в том числе социально значимых. Цены взлетят, и уязвимыми станут более 70-75 процентов населения, никакие смягчающие гранты международных доноров не помогут при таком раскладе. Экономисты предупреждают, что платежеспособность населения нельзя подвергать таким шокам, как предлагаемый ныне правительством переход на так называемые рыночные цены, хотя никто не доказал, что повышение тарифов в десять раз является рыночным механизмом регулирования. Нам, всем кыргызстанцам, хотят навесить долг, который делался не нами. Сначала все правительства Акаева безудержно брали энергокредиты, весьма хитро просчитав, что отдавать эти кредиты не им. У правительств при Бакиеве после массовых протестов был шанс оспорить эти кредиты и провести долговой аудит. Вместо этого проводится та же самая политика следования в фарватере кредиторов. Это – путь в пропасть.
3. Позитивный сценарий (маловероятный, к сожалению): осознав и просчитав все последствия, правительство КР отказывается от этого весьма опасного социального эксперимента и проводит широкие общественные консультации по нахождению общенационального консенсуса не только по тарифной политике, но и по обслуживанию энергокредитов. Как возможный результат - правительство создает независимый орган по проведению аудита всех внешних долгов КР с широким привлечением независимых экспертов и гражданского общества. Одновременно правительство КР совместно с Жогорку Кенешем законодательно закрепляет стандарты социальной ответственности правительства перед своим народом в виде отдельного конституционного закона, в котором также прописываются пороги внешнего и внутреннего долга и обслуживания данных долгов. Создается группа переговорщиков с кредиторами, данная группа проводит тщательный анализ легитимности всех энергокредитов, что может включать в себя обнаружение фактов нарушения кредиторами своих собственных правил и нарушения антикоррупционной политики банков развития. Правительство разрабатывает долгосрочную ценовую и тарифную политику с учетом социального развития и своей социальной ответственности. Что же касается новых кредитов, рассчитанных на смягчение социальных шоков и компенсацию для уязвимых групп населения, эта мера должна быть отвергнута всеми ветвями власти как весьма трудоемкая в исполнении, непрозрачная, не доходящая до получателей благ и образующая новый внешний долг.



Заключение



При весьма сомнительной экономической просчитанности драконовских мер по повышению тарифов планы правительства входят в вопиющее противоречие с обязанностью государства соблюдать социальные и экономические права своих граждан. Столь массовое нарушение прав приведет к столь же массовому недовольству, последствия чего сейчас даже непредставимы. Вовсе не обязательно ждать каких-либо привычных мирных митингов и пикетов со стороны малочисленной системной оппозиции, общество может столкнуться с такими неожиданными поворотами сюжета, когда массовое обнищание и отсутствие каких-либо перспектив на достойную жизнь качнут все общество в сторону негативного выбора: безответственное государство, которое объявило войну на уничтожение, не может ожидать от нас лояльности и социальной ответственности.



Гражданское общество в данной ситуации считает своим долгом до последнего убеждать правительство и парламент в пагубности данной политики. Есть альтернативы, есть международный опыт, есть ресурсы страны и пока еще есть выбор.



Бюро по правам человека и соблюдению законности (Бишкек),

НПО «Таза Табигат» (Чуйская область),

Центр «Интербилим» (Бишкек),

НПО «Карек» (Иссык-Кульская область),

НПО «Ак-Чий» (Иссык-Кульская область),

Гражданский комитет по прозрачности

(Джеты-Огузский район, Иссык-Кульская область),

Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» (Бишкек),

Лига защитников прав ребенка (Бишкек)

Коалиция за демократию и гражданское общество (Бишкек)

Молодежное движение «Наш век» (Бишкек)

Общественный фонд «Чинтамани» (Таш-Кумыр)

Общественное объединение «Отрада и Утешение»

Общественное объединение «Менин айылым» (Чуйская область)

Правозащитная организация «Справедливость» (Джалал-Абад)

организация по защите прав потребителей «Либра» (Джалал-Абад)

Джалалабадский филиал Общественного объединения социальной защиты населения

Джалал-Абадская региональная сеть правозащитных организаций



25 ноября 2009 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОСОЛЬСТВА В РК

Армения
Посольство Республики Армении
Алматы, 480072, пр. Сейфуллина, 579, 7 этаж
Т. 692908, ф.692932
1-ый Секретарь Посольства - Юрий Сергеевич Петросян

Афганистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАН
Алматы, 480004, ул. Фурманова, 46, к. 25
Т. 338711, ф. 338711
Советник - Абдул Муктадир Фрозанфар

Бельгия
КОНСУЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ
Алматы, 480096, ул. Гоголя, 207, уг. ул. Джумалиева
Т. 506324, 506423, ф. 509081
bluestar@kaznet.kz
Почетный Консул - Mr. Daniel Parisse

Болгария
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
Алматы, 480002, ул. Макатаева, 13 а
Т. 302754, 302755, 302749, ф. 302755
DEKOF@ITT.kz
Поверенный в Делах - Декоф Дмитр Тодоров

Ватикан
ВАТИКАН (Святой Престол)
Алматы, 480091, ул. Кабанбай батыра, 77, кв 16, уг. ул. Тулебаева
Т. 636776, ф. 636240
Папский нунций Архиепископ - Мариан ОЛЕСЬ

Великобритания
BRITISH EMBASSY
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173, уг. Курмангазы
Т. 506191, 506192, ф.506260
british-embassy@kaznet.kz
Her Majesty's Ambassador - Mr. Richard Lewington

Венгрия
ПОСОЛЬСТВО ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480100, ул. Мусабаева, 4
Т. 551206, ф. 551308
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Шандор ШИМИЧ

Германия
Посольство Федеративной Республики Германия
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 506155, 506156, ф. 506276
german_embassy_almaty@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Dr. Michael Libal

Греция
Посольcтво Греческой Республики
Алматы, 480051, пр. Достык, 216/1, уг. ул. Заводской
Т. 503961/62, ф. 503938
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Nicolas Hatoupis

Грузия
Посольство Грузии
Алматы, Посольский городок, Баян-аул, коттедж № 7
Т. 234121
Советник - Лаша Нинуа

Египет
ПОСОЛЬСТВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Алматы, 480100, ул. Зенкова, 59 уг. ул. Жамбула
Т. 916358, 911022, ф. 911022
sphinx_emb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mohamed Nabil Abdel Aziz Fedawy

Израиль
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 87, уг. ул. Казыбек би
Т. 507215, ф. 506283
Чрезвычайный и Полномочного Посол - Mr. Israel Mey-Ami

Индия
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 71, уг. ул. Казыбек би
Т. 921411, ф. 926767
india@in-emb.almaty.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Saiyed Raza Hashim

Иран
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Алматы, 480012, ул. Кабанбай батыра, 119, уг. Мичурина
Т. 541974, 675055, ф. 542754
Чрезвычайный и Полномочный Посол – Farsi

Испания
Почетное Консульство Испании
Алматы, ул. Шарипова, 90, офис 401
Т. 347444, 581201, ф. 581202
Почетный Консул / Honorary Consul - Mr. Daniel Mota Martinez

Испания
ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИИ
Алматы, 480072, ул. Байтурсынова, 102
Ambassador - Francisco Pascual de la Parte

Италия
Посольство Итальянской Республики
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 20 а, 3 этаж
Т. 910107, 910007, ф. 910053
ambalma@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Fabrizio Piaggesi

Канада
Посольство Канады
Алматы, 480100, ул. Карасай батыра, 34, уг. ул. Пушкина
Т. 501151, 501152, ф. 582493
almat@dfait-maeci.gc.ca
Чрезвычайный Полномочный посол - Jerald Skinner

Китай
ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 137
Т. 639291, 631966, ф. 638209
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Yao Peisheng

Корея
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ
Алматы, ул. Джаркентская, 2/77,
Т. 532691, 532689, ф. 507059
kzemb@hanmail.net
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Choi Seung-Hoh

Кыргызстан
Посольство Кыргызской Республики
Алматы, 480012, ул. Амангельды, 68 а
Т. 632565, ф. 633362
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Акбар РЫСКУЛОВ

Латвия
Торговое представительство Латвии а Казахстане
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 92, офис 321
Т. 628258
Глава представительства - Слувко Францис

Ливия
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ
Алматы, ул. Мельничная, 10, уг. ул. Кабанбай батыра
Т. 542748, 542745, ф. 608536
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Рамадан Аль Мабрук Мухаммад АЛЬЖАДИ

Литва
Посольство Литовской Республики
Алматы, 480099, Горный Гигант, ул. Искандерова, 15
Т. 534103, 656123, ф.651460
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Виргилиус БУЛОВАС

Малайзия
ПОСОЛЬСТВО МАЛАЙЗИИ
Алматы, пр. Аль-Фараби, 36/2, уг. ул. Вихрева
Т. 533503, 533504, 533507, ф. 533506
Посол - Тан Сен Сан

Монголия
ПОСОЛЬСТВО МОНГОЛИИ
Алматы, 480061, ул. Саина, “Аубакирова-1” возле санатория “Карагалинка”
Т. 293790, 293259, ф. 601723
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Джамбыл Дордж

Нидерланды
Посольство Королевства Нидерландов
Алматы, 480072, ул. Наурызбай батыра, 103, уг. ул. Курмангазы
Т. 638654, 503773, ф. 631957,503772
nlgovalm@online.ru
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Speekenbrink А.Н.

Пакистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
Алматы, 480004, ул. Тулебаева, 25
Т. 333548, 332678, 331502, ф. 331300
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Durray Shahwar Kureshi

Палестина
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Алматы, ул. Кастеева, 38,
Т. 601545, ф. 601545
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мохаммад Абдуллах ТАРШАХАНИ

Польша
Посольство Республики Польша
Алматы, 480051, ул. Батурина, 4
Т. 581551, ф. 581550,581552
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Зислав Новоцкий

Россия
Посольство Российской Федерации
Алматы, 480090, ул. Джандосова, 4
Т. 446491, 448222, ф. 428323
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мерзляков Юрий Николаевич

Румыния
Embassy of Romania in the Republic of Kazakhsan
Алматы, 480100, ул. Пушкина, 97
Т. 635772, ф. 588317
ambro@nursat.kz
Временный поверенный в делах Румынии в РК - Stanescu Marin

Саудовская Аравия
Посольство Королевства Саудовской Аравии
Алматы, 480100, ул. Горная, 137
Т. 657790, 657791, ф. 502811
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Ибрагим Мохаммед Мусли

США
UNITED STATES COMMERCIAL SERVICE
Алматы, 480091, пр. Сейфуллина, 531, уг. Казыбек би, 3 этаж
Т. 587920, ф. 587923
almaty.office.box@mail.doc.gov
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Richart Henry Jones

Таджикистан
Посольство Таджикистана
Алматы, 480057, ул. Джандосова, 58
Т. 455656, ф. 442089
Сотрудник - Куралов Бахтияр Ниязович

Туркменистан
Посольство Туркменистана
Алматы, 480057, пр. Абая, 76/109
Т. 509604
Первый секретарь, консул - Мухаммедтурдыев Сердар Джумаевич

Турция
Посольство Турецкой Республики
Алматы, 480100, ул. Толе би, 29
Т. 913932, 918153, ф. 506208
almatyturk@kaznet.kz
Ambassador - Mr. Cinar Aldemir

Узбекистан
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Алматы, 480100, ул. Барибаева, 36
Т. 910235, 918316, ф. 911055
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Бутаяров Турдыкул Суванович

Украина
ПОСОЛЬСТВО УКРАИНЫ
Алматы, 480091, ул. Чайковского, 208 уг. ул. Курмангазы
Т. 627073
Генеральный Консул - Бай Олег Сергеевич

Франция
Посольство Франции в Казахстане и Кыргызстане
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 582504, 582506, 582507, ф. 582509, 582179
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Serge Smessow

Чехия
ПОСОЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480002, пр. Достык, 212
Т. 641703, 641606, ф. 644997
almaata@embassy.nzv.cz
Временный Поверенный в Делах - Miroslav Andr

Швейцария
Генеральное консульство Швейцарии
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 146 Комплекс “Алтын Алма” 5 эт.
Т. 503559, 503569, ф. 501388
kswisscg@nursat.kz
Генеральный Консул - Mr. Jurg Casserini

Япония
Посольство Японии в Казахстане
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 41 а, 3 этаж
Т. 980600, ф. 608601
jpemb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Tanaka Kenji

АГЕНТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ США (ЮСАИД)
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 99/ 97 а
Т. 507612, ф. 696490
Представитель - Глэнн АНДЕРС

КОРПУС МИРА
Алматы, 480072, ул. Шевченко, 100 уг. пр. Сейфуллина, 5 этаж
Т. 692984, 692985, ф. 624030
akingsley@kz.peacecorpus.gov
Представитель - Mr. Wylie Williams

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Алматы, 480100, ул. Кунаева, 86
Т. 918838, 914167, ф. 914267
ifrckz01@ifrc.org
Глава региональной делегации по Центральной Азии - Mr. Per Jensnaes

Голландско-Казахстанский Деловой Совет
Алматы, 480004, пр. Абылай хана, 58 а
Т. 336933, ф. 339482
Исполнительный директор Казахстанского офиса - Сорокин Валентин

ЮНЕСКО
Алматы, 480100, ул. Толе би, 67, уг. ул. Чайковского
Т. 582638, 582637, ф. 695863
uhata@unesco.org
Региональный Советник по коммуникации в Центральной Азии - Mr. George Cequeira

ЮНИСЕФ (Детский фонд)
Алматы, 480013, пл. Республики, 15, 6 этаж
Т. 638700, 630203, ф. 501662
almaty@unicef.org