![]() |
Роджер МакДермотт, газета «Джеймстаун Юрэйжа Дейли Монитор» (Jamestown Eurasia Daily Monitor) от 06.05.2008г.
(перевод)
Амангельды Шабдарбаев, Председатель Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ), в своей попытке создать положительный образ КНБ, работающего в тесном сотрудничестве с Федеральной службой безопасности России (ФСБ) по расследованию серьезных угроз региональной безопасности, еще раз подтвердил свою озабоченность по поводу печально известного дела Рахата Алиева.
Алиев был смещен с поста посла Казахстана в Австрии в июне 2007г. Власти Казахстана обвинили его в том, что он отдал приказ о похищении двух банкиров, и объявили его в международный розыск. Он заявляет, что все обвинения, направленные против него, были сфабрикованы с тем, чтобы помешать ему баллотироваться на должность Президента. В настоящее время он просит убежища в Австрии. Альнур Мусаев, бывший начальник охраны президента и коллега Алиева, также находится в розыске.
Шабдарбаев указал на тесное сотрудничество с ФСБ в деле экстрадиции разыскиваемых чеченских преступников, находящихся на территории Казахстана. Результатом этого сотрудничества стали передача 10 человек в 2007 г., совместная работа в борьбе с наркобизнесом, а также эффективная реализация всех двусторонних соглашений по вопросам безопасности. «С большой степенью открытости, доверия и понимания общих угроз КНБ работает с ФСБ и другими российскими спецслужбами. На регулярной основе налажен обмен оперативной информацией, мы являемся активными и постоянными участниками международных антитеррористических учений, обмениваемся опытом», сообщил Шабдарбаев агентству Интерфакс (Интерфакс-Казахстан, Алматы, 29 апреля). Такие заявления, сделанные в момент, когда органы безопасности Казахстана со всей очевидностью озабочены деятельностью Алиева в Австрии и ее негативным влиянием на международный имидж Казахстана, позволяют предположить, что власти, возможно, пытаются напомнить Алиеву о том, что всему есть предел, а если он нарушит этот предел, то против него в ход будет пущено тесное сотрудничество между спецслужбами Казахстана и России.
Шабдарбаев также пояснил, что идет разработка нового законопроекта о борьбе с терроризмом, который дополнит существующий закон, принятый в 1999 г. Новый законопроект расширит юридические рамки борьбы с терроризмом в Казахстане. Он также определит компетенцию каждого их казахстанских ведомств, занятых в борьбе с терроризмом, и порядок их взаимодействия с другими агентствами в рамках правовых норм, более точно отражающих проблемы безопасности после событий 11 сентября.
Шабдарбаев озабочен тем, что Алиев может получить политическое убежище и продолжить свои атаки на власть из-за границы, используя «современные технологии». Астану очень волнует вопрос, как будут воспринимать Алиева на Западе. «Ясно, что они (Алиев и Мусаев) не станут «мучениками режима». Они не заслуживают такого «статуса». Они, пожалуй, единственные представители казахстанской элиты, которые, после потери власти, не получили «теплого приема» нигде, в том числе и в оппозиции. С Рахатом Алиевым никто, откровенно говоря, не хочет иметь дела, потому что с этим человеком невозможно разговаривать и договариваться. Он неадекватен. Конечно, находясь в Австрии, при помощи PR-технологий он может попробовать раскрутить имидж борца за демократию, преследуемого на родине исключительно по политическим – но никак не уголовным – мотивам. Именно эту роль он и пытается разыграть на глазах у Запада», объяснил он (Интерфакс-Казахстан, Алматы, 29 апреля).
Шабдарбаев отметил, что пока остается неясным вопрос, когда Алиев и Мусаев будут переданы казахстанским властям. Он также признал, что «дело Алиева» повлияло на репутацию спецслужб Казахстана. «мы полностью осознаем, что восстановить доверие граждан будет непросто. Однако отмечу, что вскрыли и расследовали данное дело именно сотрудники КНБ. И чистка своих рядов является болезненной задачей, но мы через это прошли и готовы двигаться дальше. Мы уволили и осудили около 100 сотрудников. Могу с уверенностью сказать, что КНБ сегодня является одним из самых некоррумпированных госорганов, и повторение подобной ситуации не возможно», сказал Шабдарбаев (Интерфакс-Казахстан, Алматы, 29 апреля). Тот факт, что такие вопросы поднимаются в СМИ высокопоставленным сотрудником спецслужб, позволяет предположить, что власти действительно серьезно озабочены не только репутацией КНБ, но также и международным авторитетом страны и, особенно, Президента Нурсултана Назарбаева.
Шабдарбаев говорил о том, что основное внимание КНБ в деле Алиева направлено на подрыв его финансовых ресурсов внутри Казахстана. Однако, по словам Шабдарбаева, еще нет приказа об оценке его зарубежных активов. КНБ также тщательно контролирует «вопрос о кадрах», наблюдая за теми, кто Алиева окружал, с кем он поддерживал тесные контакты, а также за его «лояльными» сторонниками в Казахстане. Сотрудники КНБ уверены, что круг поддержки Алиева рухнул. Однако, поскольку разведывательные средства РК лимитированы, с трудом удается собрать дополнительную информацию о деятельности Алиева в Австрии – например, кто из западных деятелей прислушивается к его мнениям после того, как он потерял многих из своих казахстанских сторонников, и в какой степени его попытки подорвать авторитет Назарбаева на Западе приносят плоды.
Открытое опровержение достоверности телефонных разговоров или заявлений Алиева о том, что сотрудники КНБ были причастны к определенным публикациям, кажется слишком сильной реакцией, и может создать у некоторых на западе впечатление, что Алиев знает кое-что стоящее внимания. В практическом смысле, для управления этим бунтовщиком на расстоянии, может потребоваться совет и содействие ФСБ в отношении того, как же контролировать такую проблематичную личность.
Выслушав публичные заявления Шабдарбаева ясно одно: Несмотря на попытки создать впечатление о том, что внимание спецслужб Казахстана сосредоточено на угрозах терроризма, экстремизма, наркобизнеса и других вопросах региональной и международной безопасности, на самом деле усилия КНБ сосредоточены, прежде всего, на мониторинге деятельности оппозиционных групп и всех тех, кого можно считать политическим оппонентом Назарбаева. Короче говоря, главная цель существования спецслужб – быть политическим инструментом в руках Назарбаева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий