2.05.08 | Версия для печати |
Обыватель может подумать: как же так, ведь не прошло и года со дня последних выборов в нижнюю палату парламента. Зачем же вновь по привычке отвлекать значительные суммы и силы на новое голосование?
Когда ждать Нурбаха?
Одним из первых заметных событий в череде перестановок стал уход бывшего 1-го зампреда партии «Нур Отан» и заместителя председателя мажилиса Бакытжана Жумагулова. Этого не могло не произойти. Он обладал полнотой власти, но не обладал инициативой и творческим подходом к решению партийных проблем. На его место Н.Назарбаев назначил более целеустремленного и жесткого Адильбека Джаксыбекова, который так же, как и его предшественник всегда выражает абсолютную лояльность к главе государства. Плюс к тому же недавний уход Ермухамета Ертысбаева с должности министра информации опять в советники президента по идеологическим и внутриполитическим вопросам. В скором времени можно ожидать и других перестановок на постах наиболее значимых и более или менее грамотных людей из окружения президента.
По этим и другим признакам можно с известной долей уверенности говорить о новой начинающейся избирательной кампании, которую дополнит ожидаемое обращение депутата Нурбаха Рустемова о роспуске нижней палаты. Правда, на этот раз эту роль доверят кому-то другому, потому что данное действо превращается в фарс и надо подобрать более серьезную кандидатуру. В любом случае к телодвижениям председателя Комитета по внешней политике, безопасности и обороне мажилиса надо внимательно присматриваться. Если в прошлый раз для самороспуска мажилиса была придумана отговорка о цели модернизации политических реформ страны, то сейчас все будут, наверное, подводить к требованиям стандартов ОБСЕ и расширения политического поля для функционирования других партий. Хотя в прошлом году власть цинично показала, что на европейскую влиятельную организацию ей, по большому счету, наплевать. Осталось немного подождать, и мы узнаем, какая на этот раз будет найдена причина для досрочных выборов мажилиса четвертого созыва.
В том, что досрочные парламентские выборы в Казахстане состоятся, мало кто сомневается. Местные политики и политологи гадают теперь главным образом об их дате. По прошлогодним выборам в мажилис Рахат Алиев ошибся всего на 8 дней, назвав 26 августа. В любом случае большинство местных наблюдателей сходятся на том, что это событие случится в осенний период. Сейчас, на фоне продовольственного кризиса и бешеных цен на все товары и услуги, власти несподручно хоть как-то намекать на новый электоральный процесс. А вот осенью, когда будет собран урожай и цена на нефть несомненно еще более вырастет, можно заявить о стабильной ситуации в государстве, которую держит под контролем партия власти.
О роспуске (или самороспуске) мажилиса можно объявить когда угодно: время новых выборов сейчас, видимо, тщательно просчитывается в Администрации президента. Согласно последним изменениям Конституции выборы в случае досрочного роспуска должны состояться не позже двух месяцев после прекращения полномочий прежнего состава парламента. Наиболее вероятные сроки: начало осени, когда депутаты вернутся из летних отпусков и заявят о «воле» избирателей по роспуску палаты, или дата сразу после Нового года, перед уходом на зимние каникулы, чтобы начать кампанию весной. Наверное, не зря сейчас со стороны Общенациональной социал-демократической партии идут попытки вновь впрячь в одну телегу разные по платформам и составу членов партии и движения, оформленные в Народный Совет. Предполагается, что на этот раз ОСДП все-таки сможет набрать норму в 7%, которые должны набрать партии для того, чтобы попасть в мажилис. При этом эсдеки будут позиционировать себя как силу, альтернативную власти. Вновь созданной партии «Азат» на этот раз, скорее, не станут чинить препятствий и позволят преодолеть барьер, чтобы мажилис имел хоть какое-то подобие демократически избранного органа. В том, что большинство мест будет у пропрезидентской партии, не сомневается никто. Этим власть убьет двух зайцев. Во-первых, подавляющее большинство мест в нижней палате парламента окажется вновь у партии власти, во-вторых, будет еще раз показано народу и растиражировано во всех СМИ, что «Нур Отан» во главе с президентом является реальной силой, за которую голосует почти весь Казахстан.
Новое шоу
Думается, что перестановки некоторых фигур во власти связаны именно с этими играми власти. Не зря же министр иностранных дел Марат Тажин чуть ли не клятвенно обещал проведение законодательных и политических реформ перед голосованием в ОБСЕ по кандидатуре Казахстана на пост председателя этой организации. При таком раскладе Е.Ертысбаев будет вновь обеспечивать идеологическое подкрепление предстоящих выборов, т.е. вновь объяснять народу, почему нужны досрочные выборы и что от этого выиграет РК.
А Джаксыбеков по партийной линии станет проводить работу среди руководящего состава партии, чтобы те довели до низовых звеньев правильность новой политики, а те, в свою очередь, поработали с населением.
В складывающемся положении есть и еще один весьма значительный момент. Как нам стало известно из источников, заслуживающих доверия, перед новыми выборами в мажилис предполагается роспуск (или ликвидация) верхней палаты парламента – сената.
В принципе, это давно назревшая проблема. Сами по себе выборы в сенат в Казахстане превратились просто в процедурно закрепляющую акцию. В силу этого в стране никогда не придается значения этим выборам, т.к. они никоим образом не влияют на расклад политических и экономических сил в стране. Весь сенат назначается президентом и исполнительной властью, и этот орган является еще более несамостоятельной структурой по сравнению с нижней палатой. В любом случае Конституция Казахстана не предусматривает права эффективного парламентского контроля ни над деятельностью главы государства, ни за исполнительной властью.
Есть еще одно обстоятельство, на которое обращают внимание в Европе и за океаном. Поскольку выборы сенаторов всегда предопределены, впрочем, как и избрание мажилисменов, то оппозиционные силы никогда не придают значения этому процессу и не считают принципиальным свое участие в выборах в сенат. И это оправданно по многим факторам, важнее сосредоточить свои силы в одном месте, не распыляясь, а действуя точечно и целенаправленно.
Необходимо отметить, что и назначение, и косвенный принцип избрания сенаторов уже противоречат принципам равного избирательного права и разделению властей.
При этом следует учитывать, что Казахстан не является федеративным государством либо государством, имеющим в своем составе автономные образования, где этими обстоятельствами можно было бы несколько оправдать конституирование косвенного принципа выборов в сенат.
Неким примером для Казахстана может послужить ситуация в Киргизии, когда их верхняя палата была ликвидирована в результате конституционной реформы в начале 2003 года.
Из источников, близких к окружению президента, нам стало известно, что уже создана специальная группа во главе с руководителем Администрации президента Кайратом Келимбетовым, которая занимается будущим трудоустройством нынешних сенаторов. Им подыскиваются места в посольствах, госструктурах и национальных компаниях.
Так что наш многострадальный и терпеливый до поры народ вновь ожидает шоу под названием «демократические выборы в Казахстане».
Алмат АЗАДИ
«Тасжарган» № 19 (96)
21 May 2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий