Центр экстремальной журналистики
Союза журналистов России
Россия, 119021, Москва, Зубовский бульвар, 4
Телефоны: (+7 495) 201-7626, 201-3550, факс (+7 495) 201-7626
e-mail: center@cjes.ru Вэб-сайт: www.cjes.ru
Rep/2006-06/#33
Медийные НПО Казахстана
Отчет подготовлен стажером Центра экстремальной журналистики Николаем Орнинским
Прежде чем начать описание казахстанских НПО, деятельность которых направлена на поддержку и развитие СМИ, необходимо ознакомится с общей ситуацией сложившейся в секторах СМИ и НПО Казахстана.
В сравнении с недавно принятым законом об НПО в России, положение Казахстанских НПО более свободно. Несмотря на недавние беспрецедентные проверки генеральной прокуратуры Казахстана таких видных медийных организаций как Институт по освещению войны и мира (IWPR), Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, представительство Интерньюс-Казахстан, международный фонд защиты свободы слова Адил соз, деятельность, а, соответственно, и финансирование этих организаций продолжаются.
После событий в соседнем Кыргызстане, где восставший народ сверг действующую власть и НПО сыграли в этом не последнюю роль, представители власти, в том числе законодательной, в Казахстане стали с большей подозрительностью относиться к деятельности НПО, особенно финансируемых из-за рубежа.
Однако, методы контроля НПО со стороны власти на данный момент довольно лояльны. Никаких явных притеснений не наблюдается. Наоборот даже был разработан новый Закон «О государственном социальном заказе» ,призванный привлечь НПО страны к реализации социально значимых проектов по заказу государства, и, таким образом, помочь НПО, испытывающим трудности с получением иностранных грантов. Правда, мнения об этом законе весьма противоречивые.
Возможно для НПО удаленных от административного и финансового центра, города Алматы, и не имеющих доступа к международным грантам, государственный социальный заказ станет реальной поддержкой и помощью, несмотря на возможную частичную потерю ими самостоятельности.
Но нельзя не отметить и важный момент – данный закон может помешать представителям НПО реализовывать собственные инициативы посредством получения грантов от международных организаций, и скорее всего усилит разрыв между властью и третьим сектором, так как структура взаимоотношений по государственному социальному заказу крайне усложнена и по форме отчетности, и по распределению финансовых ресурсов.
Система налогообложения НПО в Казахстане в данный момент представляет следующее:
1. НПО при условии работы по грантам не облагаются КПН (Корпоративным подоходным налогом) и НДС (Налогом на добавленную стоимость).
2. Кроме того, налог на имущество, приобретенное за счет грантов тоже меньше обычной ставки, всего 0,1%
3. Но, стоит только отойти от грантового обеспечения, получится:
- КПН 30%,
- НДС 15%,
и т.д.
Таковы основные моменты, но с каждым годом законодательные органы пытаются ужесточить то или иное правило.
Ситуация же со СМИ отличается высоким уровнем самоцензуры. Встречаются случаи откровенной цензуры со стороны государственных органов, которые выражаются в "рекомендациях", получаемых от чиновников по освещению тех или иных мероприятий и явлениий. Наиболее ярко это проявляется в электоральный период. К примеру, были случаи, когда публикации за или против того или иного кандидата исходили непосредственно от работников акимата (мэрии), департамента внутренней политики и штаба кандидата в президенты Назарбаева. Роль медийных правозащитных НПО состояла в разъяснении недопустимости такой практики. Но, конечно, они не могли влиять на решения, принимаемые журналистами и редакциями. Поэтому независимость СМИ от государственных органов, их редакционная самостоятельность в период выборов подвергается серьезной проверке, которую многие не проходят по различным причинам.
Вместе с давлением на СМИ, которое усиливается, отмечена и практика заигрывания со СМИ, "подкупа" со стороны государственных органов путем проведения многочисленных конкурсов, тендеров, неформальных встреч, заканчивающихся фуршетами с обильными возлияниями.
Выборы являются таким же испытанием для многочисленных НПО, не только медийных. В Казахстане была создана Народная коалиция в поддержку кандидатуры действующего президента, которая объединила сотни неправительственных организаций под руководством дочери президента. Мотивы такого объединения у каждого НПО могут быть разными. Кто-то поддержал главу государства из искренних побуждений, но немало было таких, кто сделал выбор, опасаясь негативных последствий для своего НПО в постэлекторальный период.
Неправительственным организациям довольно сложно занимать независимую по отношению к государственным органам позицию, не будучи обвиненными в оппозиционности и сочувствии оппозиционным движениям и партиям. Проблемы казахстанских НПО и в том числе медийных в том, что государство сегодня обладает гораздо большим ресурсом, в первую очередь финансовым, нежели доноры, представляющие международные организации. Если международные доноры допускают большую степень независимости финансируемых ими НПО, то от НПО, получающие финансовую поддержку от государства, требуют полной политической лояльности.
В этих условиях некоторые, даже правозащитные по сути НПО, занимают позицию сторонников действующего режима и критики оппозиции. Стоит отметить, что медийные НПО в этом оказались менее подвержены влиянию политической целесообразности.
Проблему свободы слова, как ни странно, сложнее всего заболтать, сместить акценты в ходе обсуждения, навязать компромиссные решения. Свобода слова или есть, или ее нет. Даже такому опытному полемисту, как бывший советник президента Ертысбаев, не удается обосновать справедливость, предпринимаемых им мер по ограничению уровня свободы слова. Поэтому между государством, которое стоит на позиции усиления контроля в сфере СМИ и медийными НПО сегодня наблюдается жесткое противостояние. И если медийное НПО заботится о своей репутации среди журналистов, не остается ничего другого как оппонировать власти. Пример обсуждения проекта законодательства о СМИ, подготовленного медийными НПО, и рассматриваемого ими как компромиссный, реальный документ, который в нынешних условиях мог бы хоть как-то улучшить положение СМИ, показал, что попытки добиться компромисса с властью в вопросе свободы СМИ заканчиваются поражением НПО и победой чиновников.
Медийным НПО в Казахстане сложнее всего налаживать конструктивное сотрудничество с государственными органами. Если НПО, занимающиеся проблемой подростковой преступности, СПИДом, гендерными проблемами, экологией могут и получают поддержку государства, то журналистким НПО на это рассчитывать не приходится.
История независимых СМИ в Казахстане ещё не написана, одни продолжают бороться за выживание, другие «уходят на дно», третьи неожиданно для коллективов обретают новых хозяев и новых редакторов.
Со второй половины девяностых годов, после того, как власти провели ряд тендеров на эфирные частоты, произошли коренные изменения на медиа-рынке.
С экономической точки зрения медийный рынок получился олигополистическим. Цены поднялись, качество упало. Резко упал и уровень журналистики как таковой. Достаточно сказать, что, несмотря на несколько попыток, в стране до сих пор нет ТВ передачи о бизнес новостях.
В условиях отсутствия жёсткой конкуренции за зрителя деградировал и менеджмент многих самых крупных каналов.
Отдельной статьей стоит проблема журналистского образования. Несмотря на наличие 19 факультетов журналистики, представленных практически во всех регионах страны, нехватка профессиональных кадров ощущается как никогда.
В этой связи медийные НПО в Казахстане заключают в себе особую миссию. Помощь в преодолении всех вышеперечисленных проблем и является основной задачей этих организаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий