вторник, 10 июня 2008 г.

Реформы ради реформ?


09.06.08, Акрам Асроров , специально для Gazeta.kz

Реформы ради реформ?

На неформальном саммите глав государств в Санкт-Петербурге президент Узбекистана предложил объединить оборонную и экономическую структуры.

Во время встречи российского президента Дмитрия Медведева и узбекского президента Ислама Каримова, последний предложил создать на базе ОДКБ и ЕврАзЭС единую организацию.

При этом Каримов сослался на схожесть повесток дня интеграционных объединений и стремление уйти от дублирования функций друг друга. В ответ российский президент предложил обсудить вопрос о различных формах интеграции международных объединений.

Как правило, узбекский президент довольно редко выступает с инициативами в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Поэтому стоит более внимательно отнестись к предложению, с которым он выступил в беседе со своим российским коллегой.

На фоне стабилизации отношений с Западом, который от откровенного противостояния с официальным Ташкентом плавно перешел в плоскость приоритета экономических интересов перед вопросами соблюдения прав человека, такое предложение может означать больше, чем просто слияние оборонной и экономической структуры на пространстве СНГ.

Чего хочет Ташкент

Чтобы понять устремления официального Ташкента, необходимо выстроить хоть какую-то логическую цепочку. Давайте попытаемся сложить некоторые стороны политического "кубика Рубика".

Итак, прошедший 2007 год был характерен активностью США и Евросоюза в Центральной Азии. Запад уяснил себе главное: попытки изолировать любую страну Центральной Азии не эффективны в силу наличия на карте СНГ России, которая все более активно сближается по основным геополитическим вопросам с Китаем.

Попытки изолировать Узбекистан привели к активизации интеграционных процессов в рамках политических структур типа ШОС, консолидации экономической структуры типа ЕврАзЭС и оборонной структуры типа ОДКБ.

В декабре 2007 года Каримов упрочил свои позиции внутри страны, выиграв очередные президентские выборы. Запад может что угодно говорить о свободе выбора и демократических свободах, однако факт остается фактом: Каримов добился следующего президентского срока. Тем самым, Западу еще раз дали понять, что Азия живет по своим законам, строит свою стратегию поведения в мире, и далеко не всегда должна отвечать стилю поведения западных стран. Уточним, почти никогда.

В мае 2008 года Путин ушел с президентского поста, оставив на нем Дмитрия Медведева. Этот факт также свидетельствует о стремлении России минимально прислушиваться к Западу, максимально - к Азии.

На фоне этих событий предложение Ташкента объединить ЕврАзЭС и ОДКБ могут означать не просто объединение оборонной и экономической структур, а нечто совсем иное. Согласно логике узбекских властей, экономическая интеграция должна идти параллельно с консолидацией оборонных потенциалов стран-участников.

Это позволит, во-первых, сэкономить ресурсы стран-участников двух объединений. На саммитах объединенной организации будут присутствовать не только главы государств, но и военные, а также руководители силовых структур.

Во-вторых, еще одним фактором оптимизации работы интеграционных объединений является то, что членами обоих структур стали одни и те же страны. Отдельно собираться по вопросам обеспечения оборонных вопросов, борьбы с религиозным экстремизмом и наркотрафиком в рамках ОДКБ, экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС нет особого смысла.

Москва оптимизма не испытывает

Судя по тону ответа российского президента Дмитрия Медведева, Москва была слегка шокирована инициативой Каримова. Как сообщили российские СМИ, президент РФ "предложил обсудить вопрос о различных формах интеграции международных объединений".

На самом деле, это корректная форма отказа реально обсуждать узбекскую инициативу. Россия сейчас больше озабочена Таможенным союзом РФ, Белоруссии и Казахстана. Этот союз может оказаться реальностью в ближайшие год-два, тогда как интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС, в большей мере по вине официального Ташкента, фактически застопорились.

В рамках же ОДКБ создана коллективная система безопасности постсоветских стран, куда включены вопросы борьбы с религиозным и иным экстремизмом, наркотрафиком. Судя по всему, российскую сторону развитие интеграции в рамках ОДКБ вполне удовлетворяет.

Пессимизм Медведева в ответ на инициативу Каримова можно объяснить следующими причинами.

Причина первая. В Москве полагают, что объединять оборонную и экономическую структуры нецелесообразно. Это то же самое, что объединить НАТО и Европейский Союз. От такого объединения скорость принятия решений не увеличится, а относительная оптимизация работы может оказаться малоэффективной. Все же военные, силовики и политики часто обсуждают вопросы, которые друг друга не дублируют.

Причина вторая. Одними из самых проблемных вопросов являются именно те, которые обсуждаются в рамках ЕврАзЭС. Таджикистан явно недоволен динамикой экономической интеграции, полагая, что официальный Ташкент сознательно тормозит процесс, исходя из своих собственных экономических интересов. Причем, кроме Душанбе недовольство может испытывать и Бишкек, неудовлетворенный уровнем отношений с Узбекистаном. Официальный Ташкент так и не подписал часть пакета документов, к которому он обязался присоединиться в рамках ЕврАзЭС. При этом главные истоки медленной реакции со стороны официального Ташкента - сложный клубок противоречий со всеми странами Центральной Азии.

Причина третья. Она логично вытекает из второй. Ташкент намеревается запустить "реформы ради реформ", чтобы выиграть время и не подписывать документы, которые он обязался подписать. Если начнется процесс объединения ЕврАзЭС и ОДКБ, то весь пакет документов, ратифицированных странами-участниками ЕврАзЭС необходимо заново пересмотреть, а многие из них подготовить по новой. Естественно, на это потребуется довольно много времени и множество различных согласований на различных уровнях. Москва прекрасно понимает, что Ташкент хочет уклониться от интеграции в рамках ЕврАзЭС, если не окончательно, то хотя бы на некоторое время.

К чему это приведет

Как это ни парадоксально выглядит, но поддержать идею Каримова об объединении ЕврАзЭС и ОДКБ могут Таджикистан и Киргизия. Конечно, у многих возникает закономерный вопрос: чем будет руководствоваться руководство в Бишкеке и Душанбе в вопросе поддержки узбекской инициативы?

Ответ лежит на поверхности. Эмомали Рахмон и Курманбек Бакиев чувствуют, что интеграция в рамках ЕврАзЭС фактически заблокирована со стороны Ташкента. Безусловно, неэффективность интеграции ставит перед ними дилемму - сохранить ЕврАзЭС или путем объединения синхронизировать вопросы коллективной безопасности и экономической интеграции.

Конечно, есть опасность, что официальный Ташкент воспользуется объединением двух структур, чтобы сохранить жесткий контроль на узбекско-таджикской и узбекско-киргизской границах. Мол, синхронизация требует сохранить статус-кво на границах с соседними республиками.

Но для Таджикистана и Киргизии нет никакого интереса сохранять приверженность договоренностям в рамках ЕврАзЭС в силу неэффективности системы ее функционирования. Они уже ищут другие пути интеграции, в частности, через двусторонние переговоры с Астаной. Еще одним поводом для пессимизма Рахмона и Бакиева стало однозначное заявление Каримова в Астане по вопросу центрально-азиатского союза.

Можно смело констатировать усиление центробежных сил в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве.

И, наверное, пришло время со стороны Казахстана инициировать пятисторонние переговоры в Астане с участием президентов Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизии по широкому кругу вопросов региональной и межрегиональной (плюс Россия) интеграции.

Заниматься же бесконечным реформированием в рамках интеграционных структур опасно и непродуктивно. Это, кажется, понимают все…

Фото http://www.ng.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОСОЛЬСТВА В РК

Армения
Посольство Республики Армении
Алматы, 480072, пр. Сейфуллина, 579, 7 этаж
Т. 692908, ф.692932
1-ый Секретарь Посольства - Юрий Сергеевич Петросян

Афганистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАН
Алматы, 480004, ул. Фурманова, 46, к. 25
Т. 338711, ф. 338711
Советник - Абдул Муктадир Фрозанфар

Бельгия
КОНСУЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ
Алматы, 480096, ул. Гоголя, 207, уг. ул. Джумалиева
Т. 506324, 506423, ф. 509081
bluestar@kaznet.kz
Почетный Консул - Mr. Daniel Parisse

Болгария
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
Алматы, 480002, ул. Макатаева, 13 а
Т. 302754, 302755, 302749, ф. 302755
DEKOF@ITT.kz
Поверенный в Делах - Декоф Дмитр Тодоров

Ватикан
ВАТИКАН (Святой Престол)
Алматы, 480091, ул. Кабанбай батыра, 77, кв 16, уг. ул. Тулебаева
Т. 636776, ф. 636240
Папский нунций Архиепископ - Мариан ОЛЕСЬ

Великобритания
BRITISH EMBASSY
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173, уг. Курмангазы
Т. 506191, 506192, ф.506260
british-embassy@kaznet.kz
Her Majesty's Ambassador - Mr. Richard Lewington

Венгрия
ПОСОЛЬСТВО ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480100, ул. Мусабаева, 4
Т. 551206, ф. 551308
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Шандор ШИМИЧ

Германия
Посольство Федеративной Республики Германия
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 506155, 506156, ф. 506276
german_embassy_almaty@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Dr. Michael Libal

Греция
Посольcтво Греческой Республики
Алматы, 480051, пр. Достык, 216/1, уг. ул. Заводской
Т. 503961/62, ф. 503938
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Nicolas Hatoupis

Грузия
Посольство Грузии
Алматы, Посольский городок, Баян-аул, коттедж № 7
Т. 234121
Советник - Лаша Нинуа

Египет
ПОСОЛЬСТВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Алматы, 480100, ул. Зенкова, 59 уг. ул. Жамбула
Т. 916358, 911022, ф. 911022
sphinx_emb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mohamed Nabil Abdel Aziz Fedawy

Израиль
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 87, уг. ул. Казыбек би
Т. 507215, ф. 506283
Чрезвычайный и Полномочного Посол - Mr. Israel Mey-Ami

Индия
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 71, уг. ул. Казыбек би
Т. 921411, ф. 926767
india@in-emb.almaty.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Saiyed Raza Hashim

Иран
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Алматы, 480012, ул. Кабанбай батыра, 119, уг. Мичурина
Т. 541974, 675055, ф. 542754
Чрезвычайный и Полномочный Посол – Farsi

Испания
Почетное Консульство Испании
Алматы, ул. Шарипова, 90, офис 401
Т. 347444, 581201, ф. 581202
Почетный Консул / Honorary Consul - Mr. Daniel Mota Martinez

Испания
ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИИ
Алматы, 480072, ул. Байтурсынова, 102
Ambassador - Francisco Pascual de la Parte

Италия
Посольство Итальянской Республики
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 20 а, 3 этаж
Т. 910107, 910007, ф. 910053
ambalma@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Fabrizio Piaggesi

Канада
Посольство Канады
Алматы, 480100, ул. Карасай батыра, 34, уг. ул. Пушкина
Т. 501151, 501152, ф. 582493
almat@dfait-maeci.gc.ca
Чрезвычайный Полномочный посол - Jerald Skinner

Китай
ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 137
Т. 639291, 631966, ф. 638209
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Yao Peisheng

Корея
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ
Алматы, ул. Джаркентская, 2/77,
Т. 532691, 532689, ф. 507059
kzemb@hanmail.net
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Choi Seung-Hoh

Кыргызстан
Посольство Кыргызской Республики
Алматы, 480012, ул. Амангельды, 68 а
Т. 632565, ф. 633362
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Акбар РЫСКУЛОВ

Латвия
Торговое представительство Латвии а Казахстане
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 92, офис 321
Т. 628258
Глава представительства - Слувко Францис

Ливия
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ
Алматы, ул. Мельничная, 10, уг. ул. Кабанбай батыра
Т. 542748, 542745, ф. 608536
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Рамадан Аль Мабрук Мухаммад АЛЬЖАДИ

Литва
Посольство Литовской Республики
Алматы, 480099, Горный Гигант, ул. Искандерова, 15
Т. 534103, 656123, ф.651460
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Виргилиус БУЛОВАС

Малайзия
ПОСОЛЬСТВО МАЛАЙЗИИ
Алматы, пр. Аль-Фараби, 36/2, уг. ул. Вихрева
Т. 533503, 533504, 533507, ф. 533506
Посол - Тан Сен Сан

Монголия
ПОСОЛЬСТВО МОНГОЛИИ
Алматы, 480061, ул. Саина, “Аубакирова-1” возле санатория “Карагалинка”
Т. 293790, 293259, ф. 601723
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Джамбыл Дордж

Нидерланды
Посольство Королевства Нидерландов
Алматы, 480072, ул. Наурызбай батыра, 103, уг. ул. Курмангазы
Т. 638654, 503773, ф. 631957,503772
nlgovalm@online.ru
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Speekenbrink А.Н.

Пакистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
Алматы, 480004, ул. Тулебаева, 25
Т. 333548, 332678, 331502, ф. 331300
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Durray Shahwar Kureshi

Палестина
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Алматы, ул. Кастеева, 38,
Т. 601545, ф. 601545
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мохаммад Абдуллах ТАРШАХАНИ

Польша
Посольство Республики Польша
Алматы, 480051, ул. Батурина, 4
Т. 581551, ф. 581550,581552
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Зислав Новоцкий

Россия
Посольство Российской Федерации
Алматы, 480090, ул. Джандосова, 4
Т. 446491, 448222, ф. 428323
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мерзляков Юрий Николаевич

Румыния
Embassy of Romania in the Republic of Kazakhsan
Алматы, 480100, ул. Пушкина, 97
Т. 635772, ф. 588317
ambro@nursat.kz
Временный поверенный в делах Румынии в РК - Stanescu Marin

Саудовская Аравия
Посольство Королевства Саудовской Аравии
Алматы, 480100, ул. Горная, 137
Т. 657790, 657791, ф. 502811
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Ибрагим Мохаммед Мусли

США
UNITED STATES COMMERCIAL SERVICE
Алматы, 480091, пр. Сейфуллина, 531, уг. Казыбек би, 3 этаж
Т. 587920, ф. 587923
almaty.office.box@mail.doc.gov
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Richart Henry Jones

Таджикистан
Посольство Таджикистана
Алматы, 480057, ул. Джандосова, 58
Т. 455656, ф. 442089
Сотрудник - Куралов Бахтияр Ниязович

Туркменистан
Посольство Туркменистана
Алматы, 480057, пр. Абая, 76/109
Т. 509604
Первый секретарь, консул - Мухаммедтурдыев Сердар Джумаевич

Турция
Посольство Турецкой Республики
Алматы, 480100, ул. Толе би, 29
Т. 913932, 918153, ф. 506208
almatyturk@kaznet.kz
Ambassador - Mr. Cinar Aldemir

Узбекистан
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Алматы, 480100, ул. Барибаева, 36
Т. 910235, 918316, ф. 911055
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Бутаяров Турдыкул Суванович

Украина
ПОСОЛЬСТВО УКРАИНЫ
Алматы, 480091, ул. Чайковского, 208 уг. ул. Курмангазы
Т. 627073
Генеральный Консул - Бай Олег Сергеевич

Франция
Посольство Франции в Казахстане и Кыргызстане
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 582504, 582506, 582507, ф. 582509, 582179
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Serge Smessow

Чехия
ПОСОЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480002, пр. Достык, 212
Т. 641703, 641606, ф. 644997
almaata@embassy.nzv.cz
Временный Поверенный в Делах - Miroslav Andr

Швейцария
Генеральное консульство Швейцарии
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 146 Комплекс “Алтын Алма” 5 эт.
Т. 503559, 503569, ф. 501388
kswisscg@nursat.kz
Генеральный Консул - Mr. Jurg Casserini

Япония
Посольство Японии в Казахстане
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 41 а, 3 этаж
Т. 980600, ф. 608601
jpemb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Tanaka Kenji

АГЕНТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ США (ЮСАИД)
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 99/ 97 а
Т. 507612, ф. 696490
Представитель - Глэнн АНДЕРС

КОРПУС МИРА
Алматы, 480072, ул. Шевченко, 100 уг. пр. Сейфуллина, 5 этаж
Т. 692984, 692985, ф. 624030
akingsley@kz.peacecorpus.gov
Представитель - Mr. Wylie Williams

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Алматы, 480100, ул. Кунаева, 86
Т. 918838, 914167, ф. 914267
ifrckz01@ifrc.org
Глава региональной делегации по Центральной Азии - Mr. Per Jensnaes

Голландско-Казахстанский Деловой Совет
Алматы, 480004, пр. Абылай хана, 58 а
Т. 336933, ф. 339482
Исполнительный директор Казахстанского офиса - Сорокин Валентин

ЮНЕСКО
Алматы, 480100, ул. Толе би, 67, уг. ул. Чайковского
Т. 582638, 582637, ф. 695863
uhata@unesco.org
Региональный Советник по коммуникации в Центральной Азии - Mr. George Cequeira

ЮНИСЕФ (Детский фонд)
Алматы, 480013, пл. Республики, 15, 6 этаж
Т. 638700, 630203, ф. 501662
almaty@unicef.org