29.05.08, Артур Шахназарян , специально для Gazeta.kz
Намеченное на конец мая подписание окончательного соглашения по разрешению конфликта вокруг Кашагана между Казахстаном и западными участниками Северо-Каспийского проекта не состоится.
Переговоры будут продолжены. Об этом сообщил источник из европейского офиса Аджип ККО.
Международный консорциум, осваивающий пятое по запасам нефти в бывшем СССР месторождение Кашаган, объявил о новом переносе даты разработки.
Всего три с лишним месяца назад Казахстан и инвесторы, казалось бы, утвердили прежнюю дату - 2010 г. Но, похоже, видимая внезапность - следствие обдуманных и планомерных действий.
От срока к сроку
Морские работы по подготовке опытно-промышленной разработки (ОПР) Кашаганского месторождения остановлены. Сотрудники атырауского офиса Аджип ККО, оператора Северо-Каспийского проекта (СКП), сообщили: "Все ждут новых договоренностей между акционерами и правительством, а также нового оператора".
Кашаган и ряд других месторождений на шельфе Каспия с общими запасами около 3 млрд.т. нефти и конденсата осваивается международным консорциумом по СРП, заключенному в 1997 г.
В мае правительство Казахстана и партнеры по СКП должны были подписать важное соглашение. Оно оговорило бы условия осуществления Меморандума о взаимопонимании, подписанного 14 января текущего года.
Вместо этого 5 мая акционеры СКП уведомили власти, что хотят перенести начало добычи на Кашагане со второй половины 2010 г. на 2012-2013 гг.
Акционеры СКП | Доля (%) |
Эни (Италия) | 18.52 |
"Шелл" (Нидерланды/Великобритания) | 18.52 |
"ЭксонМобил" (США) | 18.52 |
"Тоталь" (Франция) | 18.52 |
"КонокоФиллипс" (США) | 9.26 |
"Инпекс" (Япония) | 8.33 |
"КазМунайГаз" (Казахстан) | 8.33 |
Источник: Agip KCO
В компании утверждают, что "несколько месяцев трудных переговоров казахстанского правительства с акционерами не оправдали себя. Теперь Казахстан, скорей всего, потребует увеличения доли в проекте как компенсацию за очередную отсрочку, хотя январское соглашение юридически пока не вступило в силу. Согласно последнему, Казахстан должен был войти в число крупнейших акционеров. Нынешний перенос - четвертый, если учитывать инициированный Астаной, менее чем за 8 лет.
По условиям СРП, подписанного осенью 1997 г. первая нефть Кашагана должна была быть получена в соответствии со следующим графиком. Этап разведки - четыре года с возможным продлением на два года, этап оценки - четыре года. То есть начало добычи планировалось в 2008 г.
Но в 2001 г. президент Нурсултан Назарбаев потребовал перенести дату на более ранний срок, поскольку страна страдала от недостатка денег. Это требования обязался выполнить итальянский концерн ЭНИ, пообещавший начать производство в 2005 г.
Но уже в 2004 г, ставший через свою дочку - Аджип ККО - оператором проекта, Эни заявил о невозможности выполнения этого плана и возвращении к 2008 г. Летом же 2007 г., Аджип ККО представил новый план, отодвигающий сроки добычи ранней нефти на вторую половину 2010 г. Теперь же он переносится на 2013 г. Более того, очень вероятным выглядит откладывание начала добычи на дату, близкую к 2015 г."
Январский меморандум
Предложение об очередном переносе выглядит одновременно и странным, и закономерным. Источники в компании заявляют, что объем строительства в рамках морской части ОПР выполнен примерно на 10%. Сооружен только производственный остров D, готовы две эксплуатационные скважины, на третьей до остановки работ велся монтаж. Всего же должно быть построено 34 скважины и несколько островов.
Абсолютно ничего не сделано по ключевому участку отделения газа от нефти, нагнетательной скважине, созданию защитных заграждений от льда. Не построен прилегающий к острову D остров для персонала.
Сеть трубопроводов (нефтепровод Кашаган-Карабатан, газопровод Кашаган - Карабатан и трубопровод Карабатан - Кашаган для обеспечения морского комплекса газом, теплом и электричеством) готова на треть.
Больше построено на суше - более половины Карабатанского газоперерабатывающего комплекса. Поэтому объем работ, который должен выполнить международный консорциум, конечно же, очень велик.
Тем не менее, нынешний оператор Аджип ККО, его материнская компания Эни, другие иностранные акционеры СКП, в январе с.г. подписали Меморандум, фиксирующий дату начала добычи в 2010 г. и изменения в условиях СРП. И вот по прошествии трех с лишним месяцев иностранные партнеры заявляют о трехгодичном переносе.
Представитель компании Шелл пояснил, что дату начала добычи в 2012-2013 г.г. на переговорах с Астаной в январе называли такие акционеры как Шелл и Эксон Мобил, тогда как Эни ссылался на 2010 г.
Тем не менее в январе Шелл и Эксон Мобил подписали в январе меморандум под жестким давлением Астаны. Но, впоследствии в конечном счете в среде западных акционеров их точка зрения победила.
Такие расчеты основаны на прогнозируемой конъюнктуре цен на поставляемое оборудование, цен на нефть. Но, главное, западным компаниям желательно добиться от Астаны полного согласия на компенсации этих расходов по налоговому режиму Соглашения о разделе продукции и наименьшей ставке роялти. То есть от принимающего государства требуют на данном этапе отказаться от увеличения доходной части Казахстана с 10% до 25%. Причины для новой отсрочки прежние: металл, сера, лоббисты.
Последнее удорожание Северо-Каспийского проекта (СКП) с $57 млрд до $136 млрд представители Аджип ККО объясняют несколькими обстоятельствами. Это рост цен на материалы (прежде всего на металл), поставляемое оборудование, сервисные работы, транспортировку необходимых грузов, падение курса доллара, ужесточение банками условий предоставления кредитов.
Среди факторов затрудняющих осуществление СКП источники, близкие к оператору называют проблемы аномально высокого пластового давления, значительного содержания сероводорода, необходимости сепарации и утилизации газа, в том числе, его закачки в пласт.
Осложняет проект "человеческий фактор". Высокопоставленные казахстанские чиновники выстраивают сложные схемы, лоббируя подряды для СКП с участием подконтрольных фирм, конкурируют и борются друг с другом, затрудняя выполнение работ. А внутри консорциума существует нехватка квалифицированного персонала, прежде всего инженеров, из-за дефицита средств и большого объема работ.
Меморандум о взаимопонимании, подписанный в январе, зафиксировал право национальной компании "КазМунайГаз" увеличить долю акций с 8.33% до 16%, долю Казахстана в прибыльной нефти - с 10% до 25%. Кроме того, был определен размер компенсации страны от отсрочки добычи - $1,7 -2,5 млрд, в зависимости от цен на нефть и иных обстоятельств.
Стороны согласились изменить структуру управления проекта и ввести нового оператора. Документы по учреждению этой совместной компании партнеры планировали подписать в конце мая. Что должно было завершить годовой марафон переговоров об урегулировании конфликта, рожденного намерением Аджип ККО перенести начало добычи с 2008 на 2010 г.
Нынешнее уведомление об отсрочке может быть связано с усилением роли Шелл и Эксон Мобил в управлении проектом. По январским договоренностям, должен измениться прежний порядок операторства ОПР. Аджип ККО предстоит разделить полномочия с коллективным оператором, представляющим всех других акционеров.
Возвращение ОКИОК
Схожая система коллективного операторства действовала с 1997 г. по 2001 г., когда СКП управляла Offshore Kazakhstan International Operating Company (OKIOC) с лидирующей ролью Шелл. Соглашение, которое было запланировано на май, должно было четко определить распределение полномочий между своеобразным "ОКИОК-2" и Аджип ККО на стадии опытно-промышленной разработки.
Однако перенос даты добычи с 2010 г. на 2013 г. можно расценить как возобладание англо-саксонской точки зрения на хронологию развития СКП.
Казахстанская доля
Новые переговоры об отсрочке добычи на Кашагане и дальнейшем пересмотре Северо-Каспийского СРП могут привести к еще большему ослаблению позиций Аджип ККО.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов и глава министерства энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) Сауат Мынбаев не поддерживают Эни. А лобби концерна в нефтяных верхах и окружении президента страны оказывается не таким уж сильным.
В апреле Шелл четко обозначила намерение усилиться в Северо-Каспийском Проекте через юнитизацию (объединения в одну технологическую цепь) блоков Жемчужина (ТОО Каспий Меруерты) и разработки месторождения Каламкас-море (часть проекта СКП).
И в том и в другом проекте Шелл занимает одну из ведущих позиций.
В том же месяце в казахстанской нефтяной элите усилилась междоусобица, также связанная с этим проектом. Едва не ушел в отставку первый вице-президент НК Казмунайгаз Максат Иденов. Концентрированность во времени событий одного происхождения дает понять, что консорциум и сам СКП ожидают в ближайшие месяцы большие перемены.
Однако в казахстанском нефтяном мире бытует версия, что очередной кризис в судьбе этого проекта имеет и геостратегические причины.
"Не исключено, что акционеры заинтересованы в затягивании проекта. Например, до 2015 г., когда Россия, и Азербайджан начнут устойчивое снижение добычи нефти. Цены станут расти быстрее, а экспортные трубопроводы будут освобождаться. Кашаганские запасы сильно подорожают даже в недрах", - считает источник в национальной нефтяной компании.
Возможно, такая перспектива может оказаться на руку и Казахстану, чье руководство пришло к выводу о стратегической выгодности не слишком быстрого, но долгосрочного наращивания добычи нефти. Администрация президента уже распорядилась, чтобы МЭМР и Национальная компания "КазМунайГаз" затормозили заключение новых морских контрактов.
Но на новых переговорах с иностранцами по СКП правительство не даст им поблажки. Есть сведения, что оно потребует дополнительной компенсации за отсрочку, дальнейшего увеличения доли Казахстана в прибыльной нефти, иных преференций.
То есть, предложит поделиться дополнительным доходом, который инвесторы рассчитывают получить от отсроченной разработки Кашагана. Этот ресурсный резервуар успешно превращается из месторождения нефти в место выгодного вложения капитала, а собственно производство отходит на второй план.
Ведь постоянные отсрочки начала добычи на Кашагане только повышают стоимость его нефти…
Фото с сайта http://azh.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий