понедельник, 23 июня 2008 г.

НЕПРИКОСАЕМЫЙ МИТАЛЛ..

Надзорная коллегия Карагандинского областного суда отказала в удовлетворении надзорного протеста Прокуратуры Карагандинской области по гражданскому делу к Метал Стил Темиртау
Текст выступление на этом заседании Председателя НКМФРК Рахметова Н.К..
Уважаемые господа судьи !
Я хотел бы на сегодняшнем заседании высказать позицию руководства Налогового комитета Министерства финансов, которое считает, что рассматриваемый сегодня вопрос имеет важное и системное значение как для налоговой службы, так и в целом для нашей страны.Если позволите, я выскажу общее видение, ключевую нашу аргументацию, а уже более детально юридические аспекты осветят мои коллеги - юристы Налогового Комитета.
Одним из основных доводов истца является то, что есть одобренное Правительством дополнительные соглашения к Договору купли-продажи и Инвестиционному контракту с этим инвестором, которым установлены фиксированные суммы корпоративного подоходного налога (КПН). Т.е. независимо от того, какой доход получит инвестор, в данном случае – «Арселор Миттал Темиртау» (АМТ), (обращаю внимание – доход, который получит инвестор, резидент Казахстана), он обязан будет уплатить КПН по фиксированной величине. Налоговый комитет с этим полностью согласен и не оспаривает это положение. Это действительно так.
Теперь давайте рассмотрим ситуацию чуть детальнее. Инвестиционный контракт (как и Договор купли-продажи) – это есть договор, в котором государство и инвестор (в данном случае АМТ), учитывая свои интересы (в том числе экономические), брали на себя определённые обязательства и наделялись определёнными правами. Ключевой смысл этого договора состоял в том, что государство предоставляет инвестору определённые преференции и льготы (вкл. и фиксированный объём КПН) взамен на то, что инвестор сделает в Казахстане инвестиции, создаст новые производства или модернизирует старые производства, чтобы затем (и это важно !) реализовывать продукцию от этих инвестиций (причём, понятно, что по рыночной стоимости – Казахстан ведь страна с рыночной экономикой), а выручка от этой продажи полностью будет поступать в страну и работать (в виде оборотного капитала) на экономику Казахстана, т.е. снова этот оборотный капитал будет создавать новые производства, новые инвестиции и т.д. и т.п.. И это - естественное для государства и Правительства ожидание долгосрочного мультипликативного макроэкономического эффекта для страны от этих инвестиций. На это рассчитывало государство и Правительство, когда предоставляло льготы инвестору (в данном случае – АМТ) – оно давало эти льготы на те реальные доходы и деньги, которые реально поступят в страну и будут работать на экономику страны – в этом экономический смысл предоставленных инвестиционных льгот, вкл. фиксированную величину КПН ! Государство не давало согласия льготировать доходы, которые не поступят в страну – какой в этом был смысл для государства ? Это не было предметом ни Инвестиционного контракта, ни Договора купли-продажи. Мне кажется, это очевидно, и не требует каких-то дополнительных аргументаций.
Что же происходит на самом деле все эти годы ? Инвестор продаёт своей дочерней компании, которая зарегистрирована в оффшорной зоне, продукцию от инвестиционной деятельности по ценам в три раза ниже, чем сопоставимая рыночная цена, затем уже эта дочерняя компания продаёт эту продукцию в третьи страны по высокой цене, и вся разница между рыночной и экспортной ценой инвестора остаётся в оффшорной компании.Экономика Казахстана этих денег не получила, а получила их оффшорная компания ! А экономика страны могла бы получить эти деньги, если бы инвестор сам, без использования схем, продавал металл по рыночной стоимости напрямую, а не через оффшорную компанию ! Что примечательно, металл, реализуемый АМТ своей дочерней оффшорной компании, отгружался АМТ не в оффшор, а напрямую покупателям оффшорной компании, т.е. в Китай и Иран. Спрашивается – а почему АМТ напрямую не продавало в Иран и Китай ? Ответ простой – налицо схема вывоза капитала из страны.
Именно памятуя об этих схемах увода денег из страны через оффшоры, законодатель предусмотрел в п. 1 статьи 130 Налогового Кодекса (ранее это была ст. 39 Указа «О налогах»), что доходы такой дочерней оффшорной компании должны включаться в налогооблагаемый доход материнской компании (резидента Казахстана) и облагаться здесь, в Казахстане, КПН. И налоговые органы в соответствии с данной статьёй именно на этот доход оффшорной компании и доначислили КПН. Возникает вопрос – а распространяются ли льготные положения инвестконтракта о фиксированной величине КПН на этот доход ? Учитывая сказанное мною выше, мы считаем, что тот доход, который вменили налоговики инвестору, не подпадает под льготные положения о КПН, поскольку ни инвестор, ни страна в целом не получили этих доходов, они в виде оборотного капитала не вошли в страну, не работали на экономику Казахстана, как надеялось государство и Правительство, заключая дополнительное соглашение к инвестконтракту и предоставляя льготные положения по КПН. Они ушли в оффшор ! Таким образом, был нарушен тот самый баланс интересов, который учитывался при формировании в инвестконтракте особого налогового режима с предоставлением льгот в виде фиксированной величины КПН.
Более того, хочу особо обратить внимание на то, что и по мнению уполномоченного государственного органа по инвестициям (Комитета по инвестициям МИТа), которым и был заключен инвестконтракт с АМТ, (цитирую) «на компанию «Испат Кармет Трейдинг ФЗЕ», её деятельность и доходы действие контракта не распространяется». Напомню, что именно об этих доходах (доходах дочерней оффшорной компании) и идёт речь в статье 130 Налогового Кодекса и статье 39 Указа «О налогах».
Если бы инвестор не использовал оффшорные схемы для увода денег из страны, продавал сам всё по рыночной стоимости, и весь доход в виде денег поступил в страну, то конечно, инвестор платил бы фиксированную сумму КПН, и никаких доначислений налоговики не сделали бы. Но тогда, ещё раз повторюсь – и это очень важно - страна (а не оффшорная компания) получила бы дополнительные миллиарды долларов в виде оборотного капитала, которые принесли бы стране новые производства, новые рабочие места и высокие зарплаты для шахтёров и металлургов, новые заказы казахстанским компаниям, и т.д. и т.п., и в конце концов – принесли бы дополнительные налоги ! Это были бы налоги с высокой зарплаты металлургам и шахтёрам (индивидуальный подоходный и социальный налоги), в виде налогов с дивидендов (индивидуальный или корпоративный подоходный налоги), или с новых инвестиций, с новых заказов, да даже просто положи АМТ на депозит в банке и т.д. и т.п. Именно на этот косвенный эффект от инвестиций АМТ и эти налоги и надеялось государство, предоставляя АМТ льготы, вкл. фиксированную величину КПН. Но страна не получила этих доходов, а значит не получила ни новых производств, ни новых рабочих мест, ни высоких зарплат, ни заказов казахстанским компаниям, а значит и недополучполучила ни новых производств, ни новых рабочих мест, ни высоких зарплат, ни заказов казахстанским компаниям, а значит и недополучила вышеуказанных дополнительных налогов (ещё раз оговорюсь – налогов уже не от АМТ, а от этого оборотного капитала), на которые государство рассчитывало, предоставляя льготные положения в инвестконтракте.
Поэтому если бы налоговые органы не доначислили налогов АМТ по 130-й статье, то страна лишилась бы налогов два раза – и непосредственно от АМТ (то, что доначислили налоговики), и от того оборотного капитала, который из-за схемы АМТ не поступил в страну.
Я уже не говорю о том, что эти недополученные АМТ деньги могли бы пойти на инвестиции в безопасность труда металлургов и шахтёров, на создание современных условий труда на предприятиях АМТ, и возможно, спасли бы жизни погибшим шахтёрам. Этого не произошло – огромные деньги осели на оффшорных счетах и ушли в неизвестном направлении. Они не спасли жизнь шахтёрам !
Я ёще раз повторюсь – именно понимая, что могут создаваться оффшорные схемы увода денег из страны, законодатель и ввёл 130-ю статью, по которой доходы дочерней оффшорной компании облагаются налогом в Казахстане. И это – международная практика. При этом эти доходы не являются фактически полученными материнской компанией-резидентом Казахстана (эти деньги на банковские счета АМТ не поступили), но тем не менее они облагаются КПН – таким образом создана экономическая демотивация применения оффшорных схем увода денег из страны. И об этом, кстати, чётко сказано, например, в п. 43 Инструкции МФ РК от 28 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц", на которую неоднократно и необоснованно ссылается в свое жалобе АМТ :
«ПРИМЕР. Установлено, что налогоплательщику-резиденту Казахстана принадлежит 50% капитала компании Б, зарегистрированной в стране с льготным налогообложением и являющейся резидентом этого государства. Компания Б получила доход в сумме 1000 условных единиц, 500 из которых принадлежат казахстанскому налогоплательщику. Применяя положения настоящего пункта, этот доход должен быть зачислен в совокупный доход казахстанского налогоплательщика, несмотря на то, что этот доход фактически в Казахстан не перечислен, и обложен казахстанским налогом по ставке 30%.»
Уважаемые господа судьи !
Рассматриваемое доначисление налогов – самое крупное в истории страны. И когда перед налоговыми органами стоял выбор подписывать или нет уведомление, мы понимали всю сложность вопроса и его политическую значимость. Но уверен, что каждый на нашем месте поступил бы так же и доначислил бы эти налоги, потому что и экономическая логика, и правовая логика приводят нас к тому, что Арселор Миттал Темиртау обязан уплатить КПН с дохода своей дочерней оффшорной компании.
Учитывая всё вышесказанное, убедительно прошу Вас, уважаемые господа судьи, поддержать доначисление налоговыми органами компании АМТ корпоративного подоходного налога. Я считаю, что к этому нас приводит и логика экономическая, и логика правовая, и логика безопасности жизней казахстанцев, и логика безопасности нашей страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОСОЛЬСТВА В РК

Армения
Посольство Республики Армении
Алматы, 480072, пр. Сейфуллина, 579, 7 этаж
Т. 692908, ф.692932
1-ый Секретарь Посольства - Юрий Сергеевич Петросян

Афганистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАН
Алматы, 480004, ул. Фурманова, 46, к. 25
Т. 338711, ф. 338711
Советник - Абдул Муктадир Фрозанфар

Бельгия
КОНСУЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ
Алматы, 480096, ул. Гоголя, 207, уг. ул. Джумалиева
Т. 506324, 506423, ф. 509081
bluestar@kaznet.kz
Почетный Консул - Mr. Daniel Parisse

Болгария
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
Алматы, 480002, ул. Макатаева, 13 а
Т. 302754, 302755, 302749, ф. 302755
DEKOF@ITT.kz
Поверенный в Делах - Декоф Дмитр Тодоров

Ватикан
ВАТИКАН (Святой Престол)
Алматы, 480091, ул. Кабанбай батыра, 77, кв 16, уг. ул. Тулебаева
Т. 636776, ф. 636240
Папский нунций Архиепископ - Мариан ОЛЕСЬ

Великобритания
BRITISH EMBASSY
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173, уг. Курмангазы
Т. 506191, 506192, ф.506260
british-embassy@kaznet.kz
Her Majesty's Ambassador - Mr. Richard Lewington

Венгрия
ПОСОЛЬСТВО ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480100, ул. Мусабаева, 4
Т. 551206, ф. 551308
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Шандор ШИМИЧ

Германия
Посольство Федеративной Республики Германия
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 506155, 506156, ф. 506276
german_embassy_almaty@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Dr. Michael Libal

Греция
Посольcтво Греческой Республики
Алматы, 480051, пр. Достык, 216/1, уг. ул. Заводской
Т. 503961/62, ф. 503938
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Nicolas Hatoupis

Грузия
Посольство Грузии
Алматы, Посольский городок, Баян-аул, коттедж № 7
Т. 234121
Советник - Лаша Нинуа

Египет
ПОСОЛЬСТВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Алматы, 480100, ул. Зенкова, 59 уг. ул. Жамбула
Т. 916358, 911022, ф. 911022
sphinx_emb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mohamed Nabil Abdel Aziz Fedawy

Израиль
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 87, уг. ул. Казыбек би
Т. 507215, ф. 506283
Чрезвычайный и Полномочного Посол - Mr. Israel Mey-Ami

Индия
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 71, уг. ул. Казыбек би
Т. 921411, ф. 926767
india@in-emb.almaty.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Saiyed Raza Hashim

Иран
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Алматы, 480012, ул. Кабанбай батыра, 119, уг. Мичурина
Т. 541974, 675055, ф. 542754
Чрезвычайный и Полномочный Посол – Farsi

Испания
Почетное Консульство Испании
Алматы, ул. Шарипова, 90, офис 401
Т. 347444, 581201, ф. 581202
Почетный Консул / Honorary Consul - Mr. Daniel Mota Martinez

Испания
ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИИ
Алматы, 480072, ул. Байтурсынова, 102
Ambassador - Francisco Pascual de la Parte

Италия
Посольство Итальянской Республики
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 20 а, 3 этаж
Т. 910107, 910007, ф. 910053
ambalma@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Fabrizio Piaggesi

Канада
Посольство Канады
Алматы, 480100, ул. Карасай батыра, 34, уг. ул. Пушкина
Т. 501151, 501152, ф. 582493
almat@dfait-maeci.gc.ca
Чрезвычайный Полномочный посол - Jerald Skinner

Китай
ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 137
Т. 639291, 631966, ф. 638209
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Yao Peisheng

Корея
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ
Алматы, ул. Джаркентская, 2/77,
Т. 532691, 532689, ф. 507059
kzemb@hanmail.net
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Choi Seung-Hoh

Кыргызстан
Посольство Кыргызской Республики
Алматы, 480012, ул. Амангельды, 68 а
Т. 632565, ф. 633362
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Акбар РЫСКУЛОВ

Латвия
Торговое представительство Латвии а Казахстане
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 92, офис 321
Т. 628258
Глава представительства - Слувко Францис

Ливия
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ
Алматы, ул. Мельничная, 10, уг. ул. Кабанбай батыра
Т. 542748, 542745, ф. 608536
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Рамадан Аль Мабрук Мухаммад АЛЬЖАДИ

Литва
Посольство Литовской Республики
Алматы, 480099, Горный Гигант, ул. Искандерова, 15
Т. 534103, 656123, ф.651460
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Виргилиус БУЛОВАС

Малайзия
ПОСОЛЬСТВО МАЛАЙЗИИ
Алматы, пр. Аль-Фараби, 36/2, уг. ул. Вихрева
Т. 533503, 533504, 533507, ф. 533506
Посол - Тан Сен Сан

Монголия
ПОСОЛЬСТВО МОНГОЛИИ
Алматы, 480061, ул. Саина, “Аубакирова-1” возле санатория “Карагалинка”
Т. 293790, 293259, ф. 601723
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Джамбыл Дордж

Нидерланды
Посольство Королевства Нидерландов
Алматы, 480072, ул. Наурызбай батыра, 103, уг. ул. Курмангазы
Т. 638654, 503773, ф. 631957,503772
nlgovalm@online.ru
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Speekenbrink А.Н.

Пакистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
Алматы, 480004, ул. Тулебаева, 25
Т. 333548, 332678, 331502, ф. 331300
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Durray Shahwar Kureshi

Палестина
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Алматы, ул. Кастеева, 38,
Т. 601545, ф. 601545
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мохаммад Абдуллах ТАРШАХАНИ

Польша
Посольство Республики Польша
Алматы, 480051, ул. Батурина, 4
Т. 581551, ф. 581550,581552
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Зислав Новоцкий

Россия
Посольство Российской Федерации
Алматы, 480090, ул. Джандосова, 4
Т. 446491, 448222, ф. 428323
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мерзляков Юрий Николаевич

Румыния
Embassy of Romania in the Republic of Kazakhsan
Алматы, 480100, ул. Пушкина, 97
Т. 635772, ф. 588317
ambro@nursat.kz
Временный поверенный в делах Румынии в РК - Stanescu Marin

Саудовская Аравия
Посольство Королевства Саудовской Аравии
Алматы, 480100, ул. Горная, 137
Т. 657790, 657791, ф. 502811
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Ибрагим Мохаммед Мусли

США
UNITED STATES COMMERCIAL SERVICE
Алматы, 480091, пр. Сейфуллина, 531, уг. Казыбек би, 3 этаж
Т. 587920, ф. 587923
almaty.office.box@mail.doc.gov
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Richart Henry Jones

Таджикистан
Посольство Таджикистана
Алматы, 480057, ул. Джандосова, 58
Т. 455656, ф. 442089
Сотрудник - Куралов Бахтияр Ниязович

Туркменистан
Посольство Туркменистана
Алматы, 480057, пр. Абая, 76/109
Т. 509604
Первый секретарь, консул - Мухаммедтурдыев Сердар Джумаевич

Турция
Посольство Турецкой Республики
Алматы, 480100, ул. Толе би, 29
Т. 913932, 918153, ф. 506208
almatyturk@kaznet.kz
Ambassador - Mr. Cinar Aldemir

Узбекистан
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Алматы, 480100, ул. Барибаева, 36
Т. 910235, 918316, ф. 911055
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Бутаяров Турдыкул Суванович

Украина
ПОСОЛЬСТВО УКРАИНЫ
Алматы, 480091, ул. Чайковского, 208 уг. ул. Курмангазы
Т. 627073
Генеральный Консул - Бай Олег Сергеевич

Франция
Посольство Франции в Казахстане и Кыргызстане
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 582504, 582506, 582507, ф. 582509, 582179
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Serge Smessow

Чехия
ПОСОЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480002, пр. Достык, 212
Т. 641703, 641606, ф. 644997
almaata@embassy.nzv.cz
Временный Поверенный в Делах - Miroslav Andr

Швейцария
Генеральное консульство Швейцарии
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 146 Комплекс “Алтын Алма” 5 эт.
Т. 503559, 503569, ф. 501388
kswisscg@nursat.kz
Генеральный Консул - Mr. Jurg Casserini

Япония
Посольство Японии в Казахстане
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 41 а, 3 этаж
Т. 980600, ф. 608601
jpemb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Tanaka Kenji

АГЕНТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ США (ЮСАИД)
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 99/ 97 а
Т. 507612, ф. 696490
Представитель - Глэнн АНДЕРС

КОРПУС МИРА
Алматы, 480072, ул. Шевченко, 100 уг. пр. Сейфуллина, 5 этаж
Т. 692984, 692985, ф. 624030
akingsley@kz.peacecorpus.gov
Представитель - Mr. Wylie Williams

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Алматы, 480100, ул. Кунаева, 86
Т. 918838, 914167, ф. 914267
ifrckz01@ifrc.org
Глава региональной делегации по Центральной Азии - Mr. Per Jensnaes

Голландско-Казахстанский Деловой Совет
Алматы, 480004, пр. Абылай хана, 58 а
Т. 336933, ф. 339482
Исполнительный директор Казахстанского офиса - Сорокин Валентин

ЮНЕСКО
Алматы, 480100, ул. Толе би, 67, уг. ул. Чайковского
Т. 582638, 582637, ф. 695863
uhata@unesco.org
Региональный Советник по коммуникации в Центральной Азии - Mr. George Cequeira

ЮНИСЕФ (Детский фонд)
Алматы, 480013, пл. Республики, 15, 6 этаж
Т. 638700, 630203, ф. 501662
almaty@unicef.org