Олег Ларов , специально для Gazeta.kz
Вчера, 2 сентября в Алматы начал работу Форум мэров городов, расположенных на Великом Шелковом пути.
И сразу же обнаружила себя широко известная отечественная традиция: говорить больше не о том, что фактически сделано, а о планах и проектах.
Это проявилось, например, в выступлении министра туризма и спорта РК Темирхана Досмухамбетова, когда он назвал Алматы "одним из важнейших туристских и культурных центров легендарного Шелкового пути".
Этого, конечно, хотелось бы всем казахстанцам и, тем более, алматинцам, но, объективно реальное количество иностранных туристов, посещающих город, очень невелико, если говорить именно о "чистом туризме", не беря в расчет тех, кто прибывает сюда с бизнес-визитами и попутно знакомится с туристическими возможностями Алматы.
И большой положительной динамики незаметно, хотя еще в 1999 году в Алматы был проведён первый международный семинар для туроператоров по Шёлковому пути. А с ускорением роста мировых цен на авиационные пассажирские перевозки и расширением международного экономического кризиса все труднее рассчитывать, что данная динамика появится, несмотря на оптимистические расчеты, что общее число туристов по всему миру возрастет с 900 млн. до 1 млрд. 200 млн. человек к 2010 году.
Что в Казахстане необходимо развивать индустрию въездного туризма твердится давно. Особыми успехами хвастаться не приходится. Но - нет худа без добра. Представляете, если бы в предыдущие годы на этой стезе удалось бы добиться больших успехов, создать серьезную индустрию с большим количеством рабочих мест и со всем этим "войти" в нынешний мировой кризис?
Кстати, г-н министр на Форуме напомнил, что, согласно исследованиям Всемирной туристской организации, сегодня каждое седьмое рабочее место в мире приходится на туристский сектор. Какой случился бы ущерб для экономической и социальной сфер страны, можно только гадать, но точно значительный. А так - и проблем особых нет.
"Будут построены", "предусмотрено создание", "планируется…" - в таких терминах была выдержана речь министра в той части, где он говорил о конкретных проектах развития въездного международного туризма в Казахстане. Этому нельзя не удивиться, ведь на государственном уровне документы о развитии инфраструктуры туризма на Великом Шёлковом пути в Республике Казахстан принимались еще более десяти лет назад.
Были названы и некоторые реально существующие проекты, например, действующий с 2003 года специализированный туристский поезд "Жемчужина Шелкового Пути", который "проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана".
Странно, но никогда не приходилось видеть его рекламу или знать людей, которые бы ездили по этому маршруту. Разве что в советские времена, когда примерно той же дорогой возили школьников на весенних каникулах.
В ходе Форума было сделано несколько предложений по поводу интенсификации туризма на маршруте Великого Шелкового пути. Например, странам участникам проекта "Шёлковый путь" установить единые стандарты сервиса и обслуживания туристов на всех видах транспорта и проживания в гостиницах. Предложение из разряда хороших, но слабо реализуемых. Установить стандарты можно, но смогут ли все, кто должен, их выдерживать? Ведь для соблюдения достаточно высоких стандартов необходимы немалые инвестиции. Однако даже только в одной из частей Шелкового пути, странах СНГ, очень разная экономическая ситуация. То, что, в принципе, можно сделать в Казахстане, слишком дорого для других наших соседей. Откуда, вообще, брать деньги на развитие туризма?
Обратиться к механизму государственно-частного партнерства? Но на него сейчас рассчитывают буквально все отрасли, у которых еще есть желание развиваться, а не просто выживать. А инвесторы тем временем становятся все более осторожными. Еще бы - их этому научили последние годы, когда стало видно, насколько хрупка туристическая отрасль. Вспомнить хотя бы 11 сентября 2001 года, когда после теракта в Америке люди по всему миру начали сдавать билеты на самолеты.
Так что, пока все те идеи, что положены в основу Форума, носят сугубо теоретический, а не прикладной характер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий