Комментируя недавнюю частичную отмену европейских санкций с Узбекистана, директор Центра экстремальной журналистики (Москва) в интервью ИА «Фергана.ру» выделил пассивность и отсутствие солидарности, как главную проблему зарождающегося гражданского общества в Узбекистане:
«… Мне кажется, что Евросоюз, на самом деле, долгое время ждет, когда население Узбекистана наконец-то самостоятельно займется защитой своих прав. Если бы я себя представил на месте чиновника Евросоюза, то кроме выдвижения требований к властям Узбекистана, я бы, конечно, ожидал, чтобы та активная часть населения Узбекистана, которую еще нельзя назвать «гражданским общество», но все же… - чтобы эта его часть стала еще активнее.
Понимаете, очень трудно настаивать на том, что в стране нужно гражданское общество, если само общество этого не хочет. Поэтому возникает довольно печальная ситуация, когда международные организации требуют свободы слова, но на самом деле в стране нет ни людей, ни желания, ни возможностей для того, чтобы эта свобода слова была.
Я не помню ни одного серьезного случая, когда бы нарушения прав журналистов превращались в акцию солидарности. Не два-три человека у стен прокуратуры, на которых нападают ташкентские проститутки, а именно хорошая, нормальная акция, хорошо организованная. Вот этого, к сожалению, нет. И мне кажется, что разочарование Евросоюза, в том числе, и по этому поводу…»
Между тем, согласно официальному пресс-релизу УзА, представители международной делегации, прибывшей в Узбекистан на международную конференцию “Формирование в Узбекистане гражданского общества: состояние, достижения и перспективы”, прошедшей 21-22 октября в Бухаре, явно были довольны процессом развития гражданского общества в Узбекистане и словно состязались в цитировании узбекистанской прессы:
Ричард Глауб, глава представительства Национального демократического института - “… в Узбекистане я стал очевидцем того, что в последние годы страна предпринимает весьма решительные шаги в сторону демократизации. Нет единой модели демократии и гражданского общества. Каждое государство выбирает оптимальный для себя путь демократического развития. Менталитет узбекского народа формировался в духе толерантности и коллективизма. Нам необходимо учитывать древнейшую историю народов, населяющих этот регион”.
Детлеб Краа, глава Общества по развитию рыночной экономики и демократии в Восточной Европе (ФРГ) - “… в Узбекистане, как и во многих развитых странах, государство обеспечивает необходимые организационные и правовые условия для формирования и развития сильных институтов гражданского общества. При этом им не отводится роль наблюдателя - они активно участвуют в демократических процессах. Принцип демократического равенства позволяет каждому участвовать в формировании будущего страны, и в этом плане опыт Узбекистана весьма поучителен”.
Михаил Виноградов, руководитель экспертного агентства “Тренд” (Россия) - “… в Узбекистане успешно реализуются меры по действенному усилению роли партий в общественно-политической жизни общества. Изучение программ политических партий Узбекистана, их уставных целей и задач показывает, что они активно участвуют в построении демократического общества. Налицо - развитие политической состязательности и конкуренции”.
Мехмет Эрол, профессор Университета Гази (Турция) - “Я хотел бы констатировать факт значительных перемен в жизни гражданского общества Узбекистана. На меня произвели большое впечатление проводимые в вашей стране масштабные мероприятия по празднованию 60-летия исторического документа - Всеобщей декларации прав человека. Программа мероприятий охватывает многие актуальные направления демократических реформ, включая развитие и совершенствование механизмов общественного контроля, повышение правовой культуры населения. Все это может быть реальным примером решения вопросов эффективного обеспечения прав и свобод человека для других стран”.
Дун Сяоян, заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии (КНР) – «Проводимая в Узбекистане информационная политика направлена на обеспечение последовательной и полной реализации принципов свободы слова и прав граждан, гарантируемых Конституцией страны. “Законодательно закреплены недопустимость цензуры, требования, предусматривающие возможность приостановления деятельности СМИ только в судебном порядке, упрощены правила их регистрации. Государство всячески поддерживает журналистов, создает благоприятные условия для их плодотворной деятельности”.
Джейн Фуллер, директор независимого консультационного агентства “Fuller Analysis” (Великобритания) - “…средства массовой информации Узбекистана играют большую роль в доведении до широких масс важных направлений строительства нового общества в стране”.
Налина Кумара, эксперт школы Международных исследований университета имени Джавахарлала Неру (Индия) - “… в Узбекистане махалля оказывает существенное влияние на политические процессы. Махалля способна влиять на формирование общественного мнения, является своеобразным институтом демократического самоуправления. Она с древних времен обеспечивает соответствующие условия для воспитания молодежи, представляет собой базу для социальной организации, ибо основывается на понятии “семья” и традиционных семейных ценностях. В Узбекистане были и есть институты гражданского общества, более древние, чем на Западе в современном понимании, и опыт управления в махаллях требует более глубокого изучения с точки зрения научного подхода”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий