Блогеры сомневаются в официальной версии крушения «Невского экспресса»

Официальная версия — теракт — вызвала недоверие у многих блогеров. Сомнения высказывают прежде всего сведущие в железнодорожном деле пользователи Интернета. Их основная гипотеза — техническая неисправность путей, которую ответственные за аварию пытаются скрыть, выдав катастрофу за теракт. Блогер, пишущий под псевдонимом Voiceoftheworld, резюмирует эту точку зрения и приводит ссылки на обсуждение произошедшего на профессиональных форумах железнодорожников. Подозрения вызывает и то, с какой скоростью теракт был назван основной версией.


Подробнее

Тем временем «Коммерсант» приводит подробности расследования, которые полностью подтверждают версию о теракте, например, подробное описание использованной для подрыва рельсов самодельной безоболочной бомбы: «Экспресс-анализ показал, что в ее состав, по предварительным данным, входил пластит, тротил и аммиачная селитра (именно селитра вызвала вспышку, о которой потом говорили пассажиры подорванного поезда). Всю эту массу, упакованную в полиэтиленовый пакет, террористы закопали под правым по ходу движения поезда рельсом железной дороги. По некоторым данным, в действие устройство приводилось без непосредственного участия самих подрывников — с помощью тросика, натянутого над рельсами. Как полагают взрывотехники, локомотив своим защитным устройством, так называемым метельником, зацепив тросик, вырвал с его помощью кольцо из детонатора, вызвав подрыв бомбы. Таким образом, взрывное устройство сработало по принципу обычной гранаты на растяжке». Вторая бомба, сообщили изданию следователи, была предназначена специально для них и приводилась в действие по телефону.

Версия о подрыве путей как основной причине крушения поезда впервые прозвучала в пресс-релизе ОАО «РЖД». Этот релиз был опубликован в 1.13 субботы, то есть спустя считанные часы после крушения, которое произошло в 21.34. При этом по словам главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, первые представители РЖД прибыли на место крушения в 2.20. Утром в субботу Якунин сообщает журналистам о предполагаемом теракте на месте происшествия, об этом же он говорит в эфире телеканала «Вести». Причем о других возможных причинах схода поезда Якунин не упоминает вовсе. Именно Якунин возглавил комиссию по расследованию причин аварии и сообщил о втором, менее мощном, взрыве на месте схода «Невского экспресса», который произошел во время работы следственной бригады.

Вскоре после заявлений Якунина прокуратура заводит по факту крушения уголовное дело по статьям 205 («Террористический акт») и 222 («Незаконный оборот взрывчатых веществ»).

На совещании у президента Медведева, которое прошло днем 28 ноября, глава ФСБ А. Бортников доложил о предварительных данных расследования: «Эксперты-криминалисты, по предварительным данным, говорят о том, что произошел подрыв СВО мощностью 7 килограммов в тротиловом эквиваленте».

Многие специалисты, обсуждающие катастрофу на форуме железнодорожников, указывают на то, что при сходе поезда с рельсов из-за разрушения полотна возникает картина, аналогичная той, которая имеется при нынешней аварии. После разрыва рельса под локомотивом первые вагоны проскакивают сломанную часть пути по инерции, а когда скорость снижается, в место разрыва попадает колесо одного из задних вагонов, он резко останавливается, отрывается от состава и разрушается напирающими сзади вагонами. В случае «Невского экспресса» масштабы разрушений объясняются высокой скоростью поезда — около 200 км/ч. Большинство поездов двигаются намного медленнее, поэтому такие аварии обычно обходятся без пострадавших.

Детальный разбор катастрофы опубликовал в своем блоге пользователь Reytar, который, судя по профайлу его дневника, работает на железной дороге старшим дорожным мастером. Reytar проанализировал доступные источники информации и опубликованные в СМИ фотографии и пришел к выводу, что «Невский экспресс», скорее всего, сошел с рельсов не из-за подрыва.

Reytar считает, что истинной причиной схода стал так называемый выброс пути — внезапное искривление рельсовой колеи. Под давлением идущего по путям поезда деформированный рельс может сломаться и спровоцировать катастрофу. Как правило, рельс ломается с громким хлопком, который можно принять за звук взрыва. Чаще всего искривление происходит из-за изменения температуры. Железнодорожники обязаны постоянно следить за состоянием колеи, а с наступлением холодов, когда вероятность выброса многократно возрастает, заново укреплять ее. Было ли это сделано в этом году — неизвестно.

«В свете всего вышеизложенного, судя по фото места крушения и опираясь на десятилетний стаж работы на линейных предприятиях службы пути Донецкой железной дороги ("Укрзализныця"), а именно неоднократное участие в устранении сходов как электропоездов, так и грузовых поездов, а также моторных единиц подвижного состава, прихожу к выводу, что, скорее всего (с вероятностью 90-95%), никакого террористического акта, приведшего к катастрофе скорого поезда №166 "Невский экспресс", не было», — заключает автор независимого расследования.

Блогеры высказывают предположение, что крушение «Невского экспресса» два года назад, возможно, также было вызвано отнюдь не подрывом.

На сходство нынешней катастрофы с аварией 2007 года, которая официально признана терактом, первым указал все тот же глава РЖД Владимир Якунин. По этому делу пока никто не осужден. Один из двух обвиняемых признал свою вину 25 ноября 2009 года, но до этого оба обвиняемых много раз заявляли о пытках и давлении со стороны следствия. Поэтому, как замечает Антон Носик, результаты расследования не выглядят убедительными: «Сходство между двумя катастрофами состоит в том, что мы и тогда ничего не знали, и сейчас ничего не знаем».

Разыскиваемый по делу о крушении 2007 года бывший военный Павел Косолапов назван главным подозреваемым и в организации крушения 27 ноября 2009 года.

Антон Носик 18:39 30.11.09
При большевиках люди не верили власти потому, что любая правда тщательно скрывалась. Статус государственной тайны имели не только сообщения о любых ЧП и катастрофах, но и такие банальные вещи, как размеры зарплат советских служащих или географические карты СССР масштаба 1:25000. Нынешняя власть унаследовала от Советов ту же патологическую скрытность, но изрядно усугубила ее собственным невежеством и слепотой. Большевики хотя бы знали, какой штамм сибирской язвы убивает людей в Свердловске и кто велел сбивать корейский «боинг» над Сахалином. А нынешняя власть не знает, отчего сошел с рельс «Невский экспресс» в августе 2007 года. То есть она, может быть, даже и не врет, а добросовестно заблуждается. В любом случае, никаких оснований верить ее заявлениям эта власть за последнее десятилетие нам не дала.
Александр Липницкий 11:50 30.11.09
Я уже не раз говорил, что у нас нет безопасной автомобильной дороги между двумя столицами. Также нет и безопасной железнодорожной. И мне кажется, что после 2007 года вполне могли наши спецслужбы и руководители железной дороги подумать, что эти 780 километров можно оборудовать камерами на всем протяжении, не так это дорого стоит. А получается так, что у нас это все на уровне рассказа Чехова «Злоумышленник», когда человек гайки отворачивал. В любом месте человек может зарыть какую-то байду и взорвать, и необязательно это какой-то там сверхтеррорист, а просто какой-то сумасшедший, и получается так, что люди будут бояться ездить и на поезде. Почему сумели после взрывов в Москве как-то обезопасить подъезды, и всюду стоят камеры и замки? Почему нельзя хотя бы 780 километров, где ходят скоростные поезда, оборудовать камерами слежения, и тогда никто не сможет ни зарыть, ни взорвать. Чисто на таком прагматичном уровне. Ну неужели это так дорого стоит для нашей страны? Эти 780 километров безопасности для людей и для самих же чиновников, которые точно так же ездят и погибают. Просто совершенно непонятное легкомыслие, вернее, оно традиционное, и это лишний раз подтвердило, насколько наше общество и руководители легкомысленны.Во всем мире известно, что сейчас такое количество людей с комплексом Герострата, которые хотят каким-то образом прославиться или за кого-то отмстить, что это могут быть ваххабиты, а могут быть православные сектанты или какие-нибудь коммунистические отморозки — кто угодно. И правые, и левые.
Юлия Латынина 14:45 30.11.09
Я выражаю соболезнования тем дебилам, которые всерьез думают, что это не был теракт. Можно еще обсуждать, что это инопланетяне прилетают. Я бы хотела обратить внимание на то, что у нас Путин как всегда впал в ступор, как это бывает с ним при терактах. Он весь Беслан молчал, весь «Норд-Ост» молчал и сейчас всю неделю французам объяснял, что им нужно делать с «АвтоВАЗом» и какие были претензии к Магнитскому. Путин просто скрылся с экранов телевизоров, а Медведев что-то говорит про то, как нужно гражданам оказывать юридическую помощь. Если бы у власти был малейший шанс выдать это за не-теракт, она бы этим воспользовалась, как это было с самолетами, когда нам два дня после их падения твердили, что они упали сами. Видимо, у нас еще кто-то более верный путинец, чем сами путинцы. Или это что-то, Сурковым пущенное. Так что дело либо в психиатрической стороне вопроса, либо в наличии или отсутствии в этой истории сурковщины.
Лариса Бравицкая 16:59 30.11.09
Мне кажется, что когда происходит террористический акт, то за него кто-нибудь обязательно берет ответственность, и объясняет, почему он был совершен. Идет время, а ответственность никто на себя так и не взял. Тогда терракт становится бессмысленным. Я только знаю, тоже от некоторых людей, связанных с железной дорогой, что после каждого проезда скоростного поезда надо проверять пути, подкручивать какие-то там гайки, так как железнодорожные полотна находятся, мягко скажем, не в очень хорошем состоянии. Я не исключаю ни терракт (просто странно, почему до сих пор молчат те, по приказу которых его его совершили ), ни халатность(этого у нас в избытке), ни плохое качество дорог (эта сторона нашей жизни вообще не нуждается ни в каких комментах. Все они меркнут перед действительностью.) Очень и очень жалко людей! Погибли люди, а те, кто были ранены, или уцелели, помогали другим раненым, на себе вытаскивали и спасали. Представить страшно, что они испытали в этой мясорубке!
Alexandra Chervotkina 21:56 30.11.09
Полностью согласна с Ларисой Бравицкой - не очень понятно, зачем террористам взрывать и молчать. Вот что в субботу, сразу после аварии, написал сайт BBC:

Неназванный источник в Северо-западном региональном управлении МЧС рассказал агентству РИА "Новости", что незадолго до аварии на железной дороге "пропала подача электричества"."Возможно, это и стало причиной аварии", - цитирует агентство источник в МЧС.

И уже на следующий день Якунин выдвинул версию терракта. На мой взгляд, РЖД гораздо проще свалить всё на террористов, чем признать такую трагическую оплошность, отправить людей под суд и опорочить своё доброе имя... Особенно учитывая то, что компания сейчас наслуху в Европе.
Николай Клименюк 14:23 Вчера
По делу о подрыве «Невского экспресса» ищут альбиноса в оранжевом парике

Сообщает Северо-Западное УВД на транспорте МВД России:

"Приметы предполагаемых преступников, совершивших подрыв поезда № 166 «Москва – Санкт-Петербург» 27.11.2009 г. 1. Возраст около 50-55 лет, рост около 175 см, плотного телосложения 54-56 размера одежды, одет был в пиджак серого цвета, рубашку светлого цвета, разноцветный галстук со штрихами в рисунке, на голову был одет парик рыжего цвета. Кожа лица белесого цвета, похожая на альбиноса, крупные черты лица, суженные глаза".

Они ведь над нами издеваются, правда?