Когда на Пасху объявили, что полиция Сургута с ОМОНом остановили две автоколонны легковых автомобилей, двигавшихся неизвестно куда и зачем, но с битами и травматическими пистолетами в некоторых машинах, сразу возникло ощущение, что это как-то связано с Кавказом. Возможно, из-за нашумевшей истории в поселке Сагра, куда кавказцы тоже ехали на разборку автоколонной. Или с пилорамой в поселке Демьяново: на подмогу ее хозяину тоже массово съехались на автомобилях земляки-дагестанцы со всей округи. Что называется, почерк виден. Позже подозрения подтвердились: полиция сообщила, что в сургутском автопробеге участвовали в подавляющем большинстве кавказцы.
Участники автопробега утверждают, что они ехали тихо-мирно, никого не трогали, и цели у них были сугубо мирные: погарцевать на машинах с низкой посадкой (кавказская мода: машины специально опускают до минимального клиренса), а также навестить детский дом, подарив ему игрушки и по 100 рублей денег с машины.
Версия с детским домом смущает сразу по нескольким параметрам. Во-первых, почему только по 100 рублей? Со 160 автомобилей это было бы 16 000. Стоило ли ради этого ехать? Проще было бы послать их переводом. Во-вторых, о наличии игрушек в салонах автомобилей полиция ничего не сообщает. В-третьих, сложно себе представить припаркованные у детдома 160 автомобилей. Неужели там есть столько места? Или они стали бы ездить по кругу? В-четвертых, как в детдоме, так и в органах соцопеки отрицают, что с любителями низкопосадочных автомашин была какая-то договоренность о визите. Те в ответ уверяют, что звонили замдиректора. Но вряд ли звонок можно считать договоренностью в таком мероприятии: для этого следовало бы хотя бы обменяться официальными письмами. А то могло получиться как в той частушке: «Машина ехала, колеса терлись, мы вас не ждали, а вы приперлись».
В отсутствие официальной информации от правоохранительных органов о причинах происшедшего журналисты ряда изданий стали строить свои версии и пришли к выводу, что за автопробегом скрывается подготовка к межнациональному конфликту, а еще дальше – стремление местных ваххабитов установить свой контроль над богатым нефтью регионом и создать на его основе так называемый «халифат Тюмения». Об этом пишет «Комсомольская правда».
Участники автопробега тем временем продолжают гнуть свою линию. «Мы хотели красиво все сделать: с детским домом договорились, игрушки везли, хотели скинуться по сто рублей с машины. А эти повалили нас на асфальт и спрашивают: кто крещеный? А потом били», – рассказал газете один из участников акции 5 мая.
Задержанные, говорят они, не асоциальные элементы, а члены неформального объединения любителей авто с низкой посадкой («Без посадки авто нет», БПАН). Пробеги у них проходят каждый год, для организации этого они созвали в Сургут членов клуба со всей округи, потому и получились две колонны – со стороны Нефтеюганска и Нижневартовска.
Местные власти, впрочем, разрешения на пробег не давали. БПАНовцы объясняют несогласованность тем, что в прошлом году им в этом отказали, вот они и решили больше не заморачиваться и провести все стихийно. Оружия на всю колонну, говорят они, было всего пять бит и два травматических пистолета, а выступавшую по телевидению чиновницу соцопеки, которая заявила, что договоренности с детским домом не было, будто бы заставили так сказать. Журналисты же все извратили ради сенсации.
В подобных местах герои американских боевиков, выслушав аргументы оппонента, обычно говорят: «А почему я тебе не верю?»
Примерно так же думают и жители Сургута, с которыми поговорил корреспондент газеты. Они жалуются, что уроженцы южных регионов заполонили весь город. При этом об автопробеге сургутяне черпают информацию из телерепортажей, сами же затрудняются назвать конкретные преступления, совершенные приезжими. Они просто раздражены их большой концентрацией в городе.
«Чуть не плачут – достало! Дескать, всем заправляют дагестанцы. В их руках всё – от торговли до судебных органов. Проштрафившихся соплеменников отправляют на родину, туда, где никакая полиция не найдет», – рассказывает журналист «КП», приводя комментарий местной журналистки: «Захожу в парк, там только нерусская речь. Они могут включить в маршрутке на телефоне свою музыку. Среди них вообще много наглых, они словно короли жизни. Раздражает!.. Поживите здесь, поймете, что этого достаточно!»
Если смотреть на вещи шире, то нельзя не заметить, что кавказцы исходят из своих бедных республик тремя потоками: в Москву, Питер и нефтегазовые регионы. Туда же едет и ваххабитская молодежь, замечает газета. «Север России и Западная Сибирь стали тыловой базой ваххабитов», – отмечает издание.
Уже год, как в местных «джамаатах» читают лекции, что вся нефть на земле создана Аллахом (ну а кем же еще?), а кяфиры (неверные) владеют ею незаконно. «Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа, Республика Коми и часть Тюмени – прекрасный фундамент для исламского государства, которое рано или поздно признают все страны мира. Зваться это государство будет Тюмения», – передает автор статьи смысл проповеди.
Заметим, что местные власти и правоохранительные органы подчеркивают: в произошедшем в Сургуте нет национальной подоплеки. Более того, не было таковой и в предшествующем ему массовом побоище у городского рынка «Дружба» между кавказцами и русскими. То, мол, был просто бытовой конфликт, когда чеченец попросил русских не материться, а его за это побили. В ответ он созвал друзей, которых опять побили, а потом друзья позвали друзей, и количество участников драки выросло до 250 человек.
В отрицании властей нет ничего нового. За бытовые конфликты с них один спрос, а за межнациональные – совсем другой, в квадрате. Тем не менее существует версия, что автопробег и был вызван той дракой.
Пока участники автопробега негодуют по поводу «несправедливого» задержания и своеволия ОМОНа, разбирательство полиции с ними продолжается. Заведены уголовные дела на двух участников, а один из подозреваемых взят под стражу. Ему предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 228 УК РФ («Хранение наркотиков»): запрещенное вещество было найдено в его машине. Ранее он был судим за посягательство на чужую собственность. Еще один автолюбитель подозревается в покушении на хулиганство, следствие вменяет ему ст. 30 и 213 УК РФ. Также в отношении ряда участников акции были составлены административные протоколы за нарушения правил дорожного движения и мелкое хулиганство.
С другой стороны, идет разбирательство по заявлениям нескольких граждан, остановленных 5 марта на въезде в Сургут. Они не были в автоколонне, но попали под горячую руку. Теперь они жалуются, что в результате досмотра бойцами ОМОНа 12 человек получили ссадины, ушибы и гематомы, сообщает «СургутИнформТВ». Некоторые пострадавшие, тем не менее, довольны. «Главное, кавказцам показали, кто здесь хозяин», – говорят они.
Комментариев нет:
Отправить комментарий