Республиканский детский реабилитационный центр в Астане МЗ РК - , делиться его директор Шолпан Булекбаева, - рассчитан на 300 коек,- и был в рамка медицинского кластера введен в эксплуатацию в прошлом году. Очень непросто шло его строительство - долго пришлось ждать пока центр заработает . Но необходимость в таком лечебном учреждении была давно , так КАК здесь проходят курс реабилитации дети с врожденными аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Т. е одна из самых проблемных групп "Сейчас в системе здравоохранения, - продолжает директор - два таких центра. Наш и еще "Балбулак", и три отделения в регинах . Но это, я подчеркиваю , в системе здравоохранения . Есть еще оздоровительные учреждения в системе социальной защиты и министерства труда".
Фотография ребенка , которому глава государства лично перерезал путы на открытии Центра , висит на видном месте в шикарном холле огромного здания - в более чем 40 тыс. кв.метров. И мы начинаем экскурсию.
Итак, сегодня центр предлагает маленьким пациентам множество процедур на самом современном оборудование . Но есть тут и уникальные методы , которые позволяют говорить о системе . ЭТО
1). Адаптивная гимнастика . 2). монтессори - педагогика ,3 ) ортезирование , 4 ) собственный автодром в подвале здания.
Адаптивная гимнастика - это такая гимнастика, когда ребенок занимаясь плаванием ,баскетболом, теннисом , борьбой привлекается в процесс незаметно и по своим возможностям. Т. е . здесь как бы говорят " если ты сегодня чего то не можешь - это не потому что ты имеешь физический недостаток, и у тебя никогда не получиться ,а только потому что ты не занимаешься и не пробуешь " . Это работа не на результат (он все равно рано или поздно будет, при постоянных тренировках и попытках) , а на интерес. Такой подход дает удивительные результаты. Дети с особыми потребностями ( инвалиды) боксируют , катаются на роликах , занимаются на брусьях. И при этом как то даже забываться , что ведь у многих есть тяжелые органические поражения частей тела . И самое главное , что об этом забывают и сами дети. Конечно при таком подходе воспитатель - как бы активный наблюдатель . Он стимулирует ребенка на последовательные действия, позволяет ему делать , что он хочет , но при этом постоянно мониторит все его движения , подсказывает и помогает, предотвращает опасности . . Ставка здесь делается на интерес ребенка , мотивировку , которая как известно может дать удивительные результаты.
Похожая система ставки на мотивировку и в удивительной, самой передовой методики лечения детей на сегодня - в монтессори - педагогике. Ей уже сто лет, но человечество ещене придумало ничего лучше. И столько же лет она дает прекрасные результаты в Японии, Голландии, Бельгии и т. д. Мы знаем , что часто успех - это наличие шансов и созданных условий . Ребенок не сможет научиться резать хлеб , тем более нездоровый, потому что никто и никогда ему не доверит в его руки нож .А вот по системе монтессори - ему дадут деревянный - безопасный муляж ножа и хлеба . Причем муляжи - как две капли воды , похожие на настоящие нож и хлеб . Только еще более красочные и манящие. Или , хочется ему обувь почистить . Конечно дома родители уберут подальше гуталин , так как неразумное дитя , конечно сразу же потащит его в рот . А вот в монтессори- педагогики , ему предложат и крем , который взять в род безопасно и обувь , почти как настоящую , с тем исключением, что делай ты с ней че хочешь - ей все нипочем. Вот так стимулируя интерес , не ставя никаких ограничений ребенка шести лет даже можно научить операциям с десятичными дробями.
Теперь об оснащении - для проведения комплексной реабилитации в каждом отделении центра предусмотрены сенсорные комнаты, мягкие игровые, залы лечебной физкультуры, оснащенные различными тренажерами, позиционерами, опорными рамами, ходунками, вертикализаторами.также здесь делают ставкуна кадры ,оказывающие специализированную психолого – педагогическую помощь (логопедия, дефектология, игро-, трудо-, музыкотерапия, ) . А сейчас вот еще добавилось комната Монтессори – педагогики . Это обычная зала , разделенная на сенсорные зоны - мокрая зона ,зона математики и т. д. Центр приобрел эту комнату за миллион двести тысяч тенге в России , там же обучил и 10 своих специалистов. Такие деньги конечно не по карману обычной семье , но какие- то элементы комнаты можно приобрести любому. Наши казахстанские поклонники монтессори вошли в "российскую ассоциацию монтессори - педагогов" , и даже успели обучить какое то количество педагогов в регинах страны .
Также в Центе откоылся Ортезный Завод, который производит стельки, дофузы, сплинты, корсеты, придающие физиологическое положение телу и конечностям детей , что является неотъемлемой частью реабилитации. И он практически единственный в республики . Да и специалистов у нас всего несколько человек . Это благодаря первой леди Казахстана - в свое время нашедшей средства на обучение за рубежом четырех казахстанцев . Англичане говорят " Реабилитация без ортезирования" - это деньги на ветер" - говорит директор завода и по совместительству гл. тренер центра Толкын Сарсенбеков "больные суставы надо обязательно фиксировать с помощью ортезов , ведь болезненые процессы в них идут не перестовая. Т. е , если сегодня , скажем ребенок еще может стоять, хотя бы на пятках ,завтра ткань может деградировать без помощи из вне, и он лишиться возможности вообще стоять" . Ортезы - дело индивидуальное , с каждого снимается гипсовый слепок, а затем из специально гибкого , мягкого , но очень прочного пластика изготавливается ортез. К сожалению в тот момент , когда мы , группа казахстанских журналистов, пишущих на детские темы , были с экскурсией на заводе - он стоял из - за отсутствия материалов . Но это конечно, очень обидно , поскольку потребность в республики в таких ортезах - огромная.
Открыть учебный автодром руководству Центра пришла мысль , когда зарубежные спонсоры подарили им три скутера и специальные коляски . Сейчас подвал центра превращен в самую настоящую проезжую часть. Детки - водители имеют даже права , Тут же стоит регулировщики, строго следящий за тем , чтобы маленькие водители не нарушали правил уличного движения и установлен светофор. Конечно, освоив правила езды на тренировочной проезжей части, е завтра этот ребенок легко сорентируеться и на настоящей дороге. ВОТ ТАК ОТ ИГРЫ К РЕАЛЬНОСТИ, ОТ ИСКУССТВЕНЫХ АВТОДРОМОВ, закрытых ДВЕРЕЙ, игрушечных СТИРАЛЬНЫХ, ГЛАДИЛЬНЫХ КОМНАТ, столиков с едой. И ДВИЖЕТЬСЯ РЕБЕНОК к реальному ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ, а ВСЕ ЭТО НАЗЫВАЕТЬСЯ" Программа реабилитации и поддержки детей с особыми потребностями в системе Министерства здравоохранения РК ".
Комментариев нет:
Отправить комментарий