воскресенье, 9 ноября 2008 г.

ЧАСТНОЕ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ или как Родила царица в ночь не то сына , не то дочь … а неведому зверушку ..

... глубинными причинами, порождающими казахстанскую коррупцию, является тотальный контроль государства (через холдинговые или полугосударственные компании), как над средствами производства, так и над доходами от продажи стратегических сырьевых ресурсов. Этот контроль осуществляется, якобы, от имени и в интересах самого народа!


Это миф!


Осуществляя контроль над нашими (народными) средствами производства, эти так называемые «государственники» имеют свою немалую индивидуальную (частную) долю в так называемых «государственных» (национальных) компаниях. Вот почему государственная служба стала синонимом частного бизнеса с миллиардными доходами! Вот почему у нас государство стоит выше личности! Все поставлено с ног на голову!
Какой выход? Мы должны добиться того, чтобы сам народ принимал участие в управлении своими средствами производства, а значит и доходами, производимыми этими средствами производства! (из комментариев на «зоне кз).

Великий Ломоносов сказал « если где-то выбыло, то где- то на столько же прибыло». Это про то, что все формы материи, которые известны на земле, ведут себя здесь одинаково, включая электроэнергию, которая стала неотъемлемой частью жизни человека разумного. Очень показательна в этом смысле история маленькой, но гордой Киргизии, которая, порвав с тоталитарным советским прошлым, ОСТАЛАСЬ С НЕПЛОХИМ БАГАЖОМ - кучей гидроэлектростанций. Казахстанцы, которые за 15 лет независимости уже устали быть простыми статистами при очередном повышении цен на электроэнергию, в последние годы активно стали кивать на своих южных соседей. И завидовать было чему. Вроде, такими же дружными рядами, шли и мы от развитого социализма, к «капитализму с человеческим лицом», но стоимость электроэнергии у соседей была в 20 - 30 раз меньше. Как для населения, так и для промышленности. Но это вчера - Киргизия 2008 г. изменилась. Эти изменения уже очень чувствительны. Особенно для населения – однозначно оно стало жить хуже, при том, что там, вроде страна ударными темпами погашает внешние долги. Не для кого не секрет, что в вопросах построения рыночной экономики «новое – старое» руководство республики Кыргызстан ориентируется на казахстанскую модель. Если же посмотреть что делал Казахстан после перестройки, то это, грубо говоря, продажа всего что придется, и чем владел в недрах на тот момент. Сырьевые запасы, и, прежде всего «черное золото» - нефть и газ, и их составляющие. К 2008 году Казахстан подошел с полностью приватизированной экономикой. И вот возвращаясь к Киргизии. О том, что не все ладно у соседей с электроэнергетикой стала явственно понятно, когда появилась информация о том, что Президент КР К. Бакиев обратился к Президенту России Д. Медведеву, что если Россия не поможет в эту зиму Киргизии с электроэнергией, то там возможны народные волнения и кризис. Как это вдруг у Киргизии с ее огромным количеством гидроэлектростанций, и таким огромным водным запасом в виде множества бурных и мощных горных рек вдруг появился дефицит электроэнергии? Появился, при том, что его не было никогда, включая даже самые бурные перестроечные, и годы революций. Объяснение простое - оказывается вся гидро – электра - энергетическая система Кыргызстана была продана в частные руки. Но в той же Киргизии, прежде чем избавляться от стратегически важных отраслей надо было опять же посмотреть на опыт страны, чьим путем она пошла – т. е Казахстана. А его вряд ли можно назвать удачным.. Прежде чем перейду к анализу той модели, которую сейчас предлагает нам государство для всех стратегических отраслей - формы нац. компаний – хочу заметить, что даже такой экзотический гибрид – когда по форме собственности, - типично частное предприятие имеет якобы государственное управление, потому что у государства есть доля акций в нем и высшие должностные лица компании назначаются руководителями государства, стала применяться недавно. Если брать историю промышленной электроэнергетики, а также добывающие отрасли, поставляющие топливо для электроэнергетики- нефтепродукты, и газ, то их на заре становления суверенного Казахстана лихорадило так, что доходило до полного тотального отключения городов и весей, причем на месяцы. Был придуман даже термин «веерное отключение» - но никакого веера не было к примеру в селах юга , те месяцами сидели без света , не говоря уж о газе. Т. е до появления нац. компаний в бурные 1996-1999годы на юге Казахстана, где имелась своя ГРЭС, население прошло через жесточайший недостаток электроэнергии, Чуть лучше было положение с газом, но все мы прекрасно помним, как работники газовых компаний ездили по частному сектору и обрезали от газовых магистралей целые районы. Не этой ли перспективы испугался Президент соседней Киргизии? А ведь на юге Казахстна совсем не давно (каких то 15 лет назад, в советское время и еще немного после) было также как в Киргизии в лучшие ее времена. Электроэнергии было, как того гуталина у кота Матроскина – «хоть звались», стоила она копейки. И это энергетическое богатство обеспечивала единственная функционирующая гидроэлектростанция в Казахстане. И горные речки - хоть и находящиеся территориально ниже, но общие с Киргизией, а значит такие же бурные и многоводные. Хотя наша гидроэлектростанции энергию воды и не использует для производства тока, лишь для промывки турбин, для производства ей нужен газ и мазут.

«Наиболее быстрыми темпами отрасль стала развиваться в

послевоенный период, когда вступили в строй ТЭЦ - -3 , ТЭЦ – 4

В 1964 году началось строительство джамбульской ГРЭС, а спустя 3 года она дала первый промыш­ленный так. Сейчас здесь действую шесть агрегатов суммарной мощностью 1,2 миллиона, киловатт – часов. За девятую

пятилетку ордена Трудового Красного Знамени Джамбульская ГРЭС им. 50-летия

Октябрьской революции – предприятие коммунистического труда - выработала.

свыше 17 миллиардов киловатт - часов электроэнергии. Эта станция, работающая на природном газе месторождений Узбекистана, имеет важное значение для дальнейшего ускоренного роста народного хозяйства не только 'Джамбульской области, но и соседних областей Казахстана и Средней Азии. В расчете на душу населения выработка электроэнергии в области значительно : выше, чем, скажем, в такой развитой капиталистической стране, как Бельгия.»

писал автор книги «Годы расцвета» 1977года издания. Речь идет о единственной ГРЭС в Казахстане, которая не переставала «плохо – хорошо» выработку тока и после обретения независимости и, как и в годы прежние обеспечивала электроэнергией весь ЮГ КАЗАХСТАНА - Жамбылскую, Кызылординскую, Южно-Казахстанскую, Алматинскую области и город Алматы. В чем же причина - очевидно не во временных рамках, ведь если брать пример Киргизии, то это буквально такие понятия как «в прошлом году - хорошо, много и дешево, в этом году - нету, и дорого « Также процесс получения тока не изменился, так как все делалось как у них, так и у нас на тех же средствах воспроизводства что и раньше. Значит причина в изменении системы контроля и управления за средствами воспроизводства и за распределение произведенного продукта. Я намеренно не хочу манипулировать такими понятиями как частное – государственное, поскольку сегодня по – моему никто в стране, включая министров, не может четко определить - чем отличается одно другого.. Возвращаясь же к заре как бы капитализации энергетики, производства газа и т.д. можно четко сказать что изменилось. Поменялась система продаж.

Опишем первый этап - так как система отношений «с ног на голову» складывалась именно тогда. Нехитрые юридические и законодательные манипуляции позволили при всех тех же данных изменить направление денежных потоков (грубо говоря, поменять адреса бухгалтерий) этих государственных производств, производящих жизненно важные продукты. Начали с того, что производство и сбыт продукции были разделены. Это стали вроде как два самостоятельных, не зависящих друг от друга процесса, причем производством по- прежнему, как бы управляло государство, а вот распределять доходы, через сбытовые компании стали вообще непонятно кто. Нужно ли это было производителям? Однозначно «нет». Какой интерес, скажем, пекарю делать свой пирожок вкуснее ароматнее, дешевле если все барыши получит другие, а ему производителю компенсируют лишь его затраты и то как захочет «кто то сверху». Зато это нужно было «кому - то», кто стал иметь отношение к барышам посреднических сбытовых компаний между производителями той же электроэнергии и скажем населением. Очень удобная форма получение прибыли без вложений и ответственности за товар (мол, все претензии к производителю-мы только продавцы).

. Какой смысл всех этих метаморфоз?

Он, конечно, есть – для компании. Товар - стратегический, значит, спрос на него будет в любом случаи, зато «сбытовики – посредники» под определение «монополист» не подпадают, строгими антимонопольными законами не регулируются, следовательно, цену за «свой – чужой» товар могут повышать как продавцы на базаре.

Второй шаг, вытекающий из первого. Все государственные дотации населению на ком услуги были отменены. А ведь при «Союзе» – это считалось самым большим показателем любви государства к народу, и его роли в жизни страны. На продукцию всех государственных предприятий, производимых жизненно - важную продукцию для населения была дотация. Форма ее был такая – бюджет полностью покрывал все затраты производства в и плюс коэффициенты за поставку товара именно населению. Поскольку, схема распределения денег поменялась, и средства за все произведенное оставались теперь у посредников, а не у тех, кто производит, они не могли, и не хотели нести ответственности за нормальное функционирования всей неделимой системы подачи газа, тока и т.д. и из этого вытекает.

Третий Шаг, который у нас сделали чиновники. Это то, что все неделимые и связные между собой коммуникации линии электра передач, газовые магистрали между производителем и покупателям были разделены. За состояние всех внутренних коммуникации и сетей (газовых, тепловых, электрических) внутри жилого сектора, к примеру, теперь должны были нести ответственность сами жители – безденежные неспециалисты. И это вообще – нонсенс, который произошел только в Казахстане. Житель - отвечает за содержание газовых, электрических, тепловых сетей, которые связаны неделимо со всей системой коммуникаций - так это получалось по сути, но даже не юридически. Ведь закрепить право владеть, к примеру, куском трубы в подвале дома, за жителями тоже никто не торопился. Просто сбытовикам «нужно было повесить на кого то» обслуживание коммуникаций, и как – то оправдать свою решающую роль при управлении доходами от того, к чему они не имели никакого отношения.

В результате все эти шаги чуть полностью не откинули страну в каменный век - без света, тепла и газа. Зато, думается, весь пул миллионеров, которым так сейчас прославился Казахстан сформировался именно в те годы. Население готовило еду на кострах в областях, в многоэтажных домах устанавливало »козлы» и печки - буржуйки, но очевидно побоялись так поступить со столицей. И вот в тоже время в республике Алматы прошел первый общегосударственный эксперимент – всю столичную энергетику отдали под управление частной фирме «Трактобель» - непонятного бельгийское и- израильского происхождения. Иностранцы тариф для населения тут же взвинтили в разы, народ вышел на улицы с протестами.. Вообще к 2000 году надо было что- то менять коренным образом, либо это закончилось бы «когда верхи не могут управлять по строму, а низы не хотят жить по старому». Вот тогда и придумались и внедрились такие странные конструкции как Национальные Компании. «Казтрансгаз» заявлял (на их сайте), что «Правительство принципиально изменило подходы, вернув газопроводную систему под государственное управление, осуществляемое компанией ЗАО "КазТрансГаз» (в 2000 году, отказав Трактобель»). Но в чем это «принципиальное изменение выразилось, ведь говорить о полном государственном управление "КазТрансГаз" можно с большой натяжкой. Где кончается частное и начинается государственное, похоже, периодически стараются разубраться и Министры, так, можно сказать, провалилась инициатива Максимова, который взамен того, что Жамбылская ГРЭС не будет получать ежегодные дотации с бюджета, КМГ сможет сам формировать тариф. Тариф они все равно с помощью привычных и не хитрых манипуляций получили, какой им нужен. Хотя для этого пришлось устраивать кризисы для всей страны.

В 2007 год – кризис в стране, население стоит перед необходимостью подъема цен в два раза.

Я тогда написала статью «Куда течет голубой ручеек»

«Аким Жамбылской области Борибай Жексембин, еще весной этого года давший добро на бездотационную круглогодичную работу Жамбылской ГРЭС и высказавший тогда мнение премьер-министру Кариму Масимову, что «населению психологически готово к повышению тарифов», сегодня в дестабилизации ситуации с ростом цен считает виновными именно неконтролируемый рост тарифов на электроэнергию. Да и Масимов, затевая весной этого года, перевод огромной части электроэнергетики республики на «рыночные» рельсы, наверное, тоже не мог предположить, чем все это закончится. А ведь истории с отдачей в частные руки энергетического комплекса республики мы уже проходили, взять хотя бы известную бельгийскую компанию. И на ее примере, знаем, что если предприятие – добытчик и производитель стратегических ресурсов, жизненно необходимых большой части населения страны, таких, к примеру, как электроэнергия или газ, получает право вести себя как продавец на базаре, а его руководители – уникальную возможность устанавливать такую цену на свой товар, какую они захотят, и при этом не контролируемы государством, то ничем хорошим это для потребителей не заканчивается. На ГРЭС цены, на свой товар начали повышать еще с начала года, оправдание у новоявленных коммерсантов было неоспоримое. Высокая стоимость закупленного в Узбекистане газа и неуступчивость продавцов. В общем, цену повышали новоявленные коммерсанты от электроэнергетики, а вот как ее снизить, уже правительство голову ломало. Но это вчера. Сегодня компании «КазМунайГаз» и «КазТрансГаз», выполняя поручение правительства, договорились с ОАО «Газпром» о поставках дополнительных объемов узбекского газа на Жамбылскую ГРЭС в количестве 300 млн. кубов по цене $75 за тысячу кубических метров, что позволит снизить тариф на электроэнергию до 4,5 тенге за кВт/ч, или на 27-28%. Такие успехи в переговорном процессе, тем более такая низкая продажная цена, после страшилок про «неуступчивых узбеков» не могут не вызывать ликования, тем более что южане радовались бы уже и 110 долларам США за 1000 куб. м, обещавшим снижение тарифа на 1,51 тенге за 1 кВт/ч. Радовались бы. Если бы речь не шла именно о дополнительном закупе большого количества природного газа и неожиданно возникшей в начале отопительного сезона острой нужды в нем у ГРЭС, которая и так в этом году получила рекордное количество «голубого топлива». Это поставило в тупик даже профильных министров.

– Мы впервые в этом году получаем больше 3 млрд. кубометров узбекского газа, в прошлом году это было 2,7 млрд., сейчас – 3,3 млрд., и все равно там (на юге республики) идет нехватка, – удивлялся на заседания коллегии Министерства энергетики и минеральных ресурсов его глава Сауат Мынбаев.

…..Вообще газовым загадкам нет конца. Казахстан ставит рекорды по закупу природного газа в Узбекистане, при том, что АО «КазТрансГаз» наряду с производством и реализацией электроэнергии (он является управляющей компанией АО «Жамбылская ГРЭС им. Т.И. Батурова») является подрядчиком по договору на недрапользование по освоению Амангельдинской группы месторождений газа в Жамбылской области и занимается его добычей и переработкой. Отметившее пятилетие со дня освоения Амангельдинское газовое месторождение (АГМ) на сегодняшний день имеет 25 действующих скважин. Считается, что на освоение месторождения было выделено 175 миллионов долларов из Республиканского бюджета. Необходимость скорейшего введения в эксплуатацию Амангельдинского месторождения объяснялась острой необходимостью – снять зависимость южных регионов республики от поставок природного газа из Узбекистана. И вот по истечении пяти лет получается, что не только не сняли, а, наоборот, сели «по самое не хочу» на узбекскую газовую углу. И это тем более удивляет, что объем добычи на месторождении растет год от года, компания вводит новые группы месторождений в эксплуатацию, а недавно отрапортовала, что объем газа на АГМ перевалил за миллиард кубов. Этот миллиард – значительная прибавка к трем узбекским, но прибавка значительная. Кстати, куда он девается, тоже остается загадкой. И в этом свете потребности энерго - производителей в «голубом топливе» наталкивают на мысль о каком-то серьезном экономическом заболевании.

2008 ГОД. КРИЗИС– 2. Теперь с подъемом цен на ГСМ.

«Страну постигает кризис с соляркой и бензином. Как ком растут цены на вся и все. И опять все гадают о причинах такой ситуации. А ведь понять кому на карман этот кризис легко. В Казахстане действуют три НПЗ: Атырауский (принадлежит госкомпании 'КазМунайГаз' - КМГ), Павлодарский (45,2% принадлежит КМГ, 54,8% - частному 'Мангистаумунайгазу', принадлежащему индонезийской Central Asia Petroleum Ltd) и Шымкентский (на паритетных началах владеют китайская CNPC и КМГ). Как видим и здесь все тот же 'КазМунайГаз', При этом его руководители ведут себя как уже много лет, пытаются всех убедить, что «они совсем тут не причем». И даже причины не утруждают себя придумать убедительные. Может быть, это происходит потому, что убеждать в невиновности приходиться другого акционера – государство. Но ведь конкретные решения по поведению КМГ принимает не народ, а конкретные чиновники, которые зарплату итак получат, продаст ли КМГ бензин за одну цену, или в два раза дороже. В этот раз КМГ стало кивать на заправки. В стране работает около 3800 АЗС. И чиновники опять верят руководителям КМГ, а не сети АЗС, которые, не прекращая, делают заявления, что «сидят на голодном пайке», а, пользуясь повышенным спросом на международном рынке ГСМ, отечественные нефтепереработчики предпочитают экспортировать бензин и ГСМ на экспорт. Находит виноватых руководство КМГ и там, где делит акции с партнерами – иностранцами.. В Шымкенте, к примеру, все валят на китайскую сторону, мол, они реализацией занимаются. В тоже самое время многие владельцы АЗС получили предложение от КМГ продать свои бензоколонки и этот факт не насторожил никого.. Также Руководители всех трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана обвиняют россиян, которые продавали некоторое время по демпинговым ценам у нас бензин. Дешевый российский бензин пользовался особым спросом у потребителей, особенно в регионах, граничащих с северным соседом. Они добиваются, что россияне уходят. Очередная победа монополиста в беспроигрышной войне.

.Электоро - энергетика 2008 г. Опять на грани.

«Т. к. производительность станции (ГРЭС) в планируется довести до 4 миллиардов 915 миллионов киловатт-часов электроэнергии из Республиканского бюджета в 2007 году было выделено свыше 3 миллиардов тенге, а в этом году было выделено в качестве субсидий уже свыше 5 миллиардов тенге», (сайт Акима Жамбылской области).

Вот так, и с бюджета все большие дотации, и тарифы на электроэнергию подняты в разы. Кроме того, Антимонопольное ведомство пришло к выводу о нарушении, которые постоянно делало ГРЭС, выпрашивая ежегодные субсидии под угрозой остановки станции, своего критического положения, и получая ежегодно миллионные компенсации с бюджета. Деньги – то они получали, а вот в тариф для населения не включали. Вместе с ростом субсидий на поддержание ГРЭС растут и тарифы на электроэнергию. Хотя главная цель бюджетного субсидирования как раз-таки и заключается в сдерживании цен. Замкнутый круг, в котором помимо своей воли оказались главные герои рынка - потребители. Сегодня тариф на электроэнергию Жамбылской ГРЭС вырос до 10 тенге за киловатт. А руководство Жамбылской ГРЭС опять напоминает о нерентабельности своего производства.

И ведь, если вдуматься все что касается такого монстра как, например нац компания КМГ, в состав которой входит и добыча и разведка и продажа и производство и доставка, переработка такого стратегического сырья как газ, электроэнергия,, нефтепродукты то «интерес» есть в любых ее шагах. В любых.. В которых, кажется, и быть его не может. Вот очень типичная ситуация. В августе текущего года начались отключения света в домах жамбылцев, причина - якобы на ГРЭС ведутся ремонтные работы четвертого и второго блоков. Причем, ремонт затевается накануне визита в область вице-премьер Умирзака Шукеева. Посетивший объекты АО "ТаразЭнергоЦентр" и АО "Жамбылская ГРЭС имени Батурова" на предмет их подготовки к предстоящему отопительному сезону вице-премьер, ремонту удивился и на всякий случай посоветовал работать в напряженном режиме. А суть всей этой нештатной ситуации для компании мы видим в том, что уже с сентября цены на электроэнергию везде на юге повышались, и компания уже об этом объявила. Зачем же отпускать электроэнергию по старой цене, когда через месяц можно продать ее же в два раза дороже? Перед перспективой легкой прибыли и вице - премьер не помеха.

Сегодня даже Министры не могут определиться, структурные прдразделения нац. Компаний - «частный « это бизнес или нет». Так, Масимов провел эксперимент, который закончился взлетом цен в два раза для всей страны (описала его выше). Вице-премьер Умирзак Шукеев, во время вышеописанного визита заявил, «что средства бюджета не могут быть израсходованы на развитие частного бизнеса (* это про дотацию ГРЭС)», и что, «вариант вывода из КМГ Жамбылской ГРЭС за недобросовестное поведение - возможен. Говорил, но, похоже, не был уверен, на самом ли деле можно вывести или нет. Ведь кто может быть введен в состав акционеров, кто выведен и откуда выведен - это уравнение со многими неизвестными. Впрочем, вице-министром, был предложен еще один выход - приобретение ГРЭС государством? А разве она не «государственная». Никто не знает. Может быть, потому что нет определений и критериев. Единственное, что кажется известным о собственности предприятия, что вроде 50% принадлежит КМГ, вторая часть - государству. А ГОСУДАРСТВО, в данном случаи, - ЭТО КТО ? Вот такой пример, когда я написала в своей статье, что «государство истратило на освоение и запуск Амангельдинского газового месторождения – 170. Миллионов долларов», то имела разговор с одним из руководителей Аменгельдинского газового месторождения, который мне возразил, что из бюджета было потрачено всего – 50 миллионов, а остальное – это частные средства. Но кто бы стал вкладывать свои деньги, зная, что делиться наваром, придется с государством, а если это и так, то как оприходывались эти средства, что получили эти частные вкладчики взамен? …

Вот еще один эпизод - Умирзак Шукеев был что называется «в шоке», узнав, что ГРЭС закупает мазут, на котором работает, у Атырауского нефтеперегонного завода от 48 тысяч тенге за тонну, а в периоды повышения стоимости нефти за 53 тысяч тенге.

- Сегодня тонна мазута стоит максимум сорок тысяч за тонну, - объяснил он директору Жамбылской ГРЭС Владимиру Кокареву, который в свою очередь пояснил, что топливо поступается не напрямую, а через поставщиков: "КазМунайГаз" и "ММГ" (Павлодар).

Почему для ГРЭС им Байтурова закупается мазут по цене превышающей рыночную в два раза (со слов вице премьера ).. Как может быть такое, что управляющая компания этой же гидроэлектростанции - «Казмунайгаз» он же и поставщик топлива, на дороговизну и повышение которого постоянно ссылается ГРЭС, и он же и посредник?

Надо сказать, что ГРЭС никогда не страдало поиском мер, которые позволили бы снизить затраты на производство электроэнергии и в тоже время, как то заработать по другому. А ведь должны были бы искать методы, они же вроде, самостоятельный хозяйствующий субъект. Так, много лет, со дня строительства в Джамбуле ГРЭС обсуждалась возможность сооружения теплотрассы от ЖГРЭС до города Тараза, чтобы обеспечить стабильную подачу горячей воды с полным охватом города .. И в тоже время ГРЭС могло бы зарабатывать неплохие деньги обеспечивая дешевым теплом жителей многоэтажен , но «похоже такие длинные , и хлопотные деньги с вложениями» - им не нужны. Легче получать деньги через схемы, что как только «Казмунайгазу» разрешили самими формировать тариф (К.Масимов в обмен на обещание КМГ не просить больше дотаций для ГРЭС дал возможность им самим формировать тариф в 2007 году, и понеслооось. Сразу было объявлено, что «узбеки» газ для станции согласны продавать лишь в два раза дороже, готовиться повышение тарифа для всей страны в два раза. Я не утверждаю , но ведь могло быть так ,некие заинтересованные силы , имеющие отношение к переговорному процессу, принимающие решения решили воспользоваться ситуацией . Они находят заинтересованных среди узбекских газовиков . И обещая поделить прибыль предлагают им сыграть в неуступчивость . Казахстану деваться некуда - ЗАВИСИМОСТЬ от узбекского газа У ЮГА КАЗАХСТАНА- наркотическая , ПРИЧЕМ давняя. . Единственное что не учли «народные монополисты « -это то , ЧТО НАСТОЛЬКО БОЛЬШОЙ ШУМ поднимется, и разборки уже пойдут на Правительственном уровне». Получается, что снять зависимость от узбекского газа, сейчас меньше всего заинтересовано именно КМГ, так оно больше всего проявило заинтересованность в подъеме тарифа. И теперь поговорим об группе Амангельдинских газовых месторождений – на сегодня их 25. Вообще КМГ, имеет в своем составе месторождения покрупнее - АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» является собственником 44 нефтегазовых месторождений на суше в Мангистауской и Атырауской области. И внимания им уделяется гораздо больше, а ведь именно Амангельдинское газовое месторождение вводилось, чтобы снять зависимость от узбекского газа, и не так уж видно, дорого достается этот газ компании, как она всех пытаться уверить, если, он хорошо продается (правда неизвестно куда и кому), а компания в тоже время намерена и дальше вводить новые месторождения этой группы. (недавно было заявлено о начале сейсморазведки Мойнкусской группы месторождений) Единственное что понятно на ГРЭС этот свой, дешевый газ не поступает (дешевый был бы хотя бы потому, что расстояние транспортировки - небольшое). Также мы знаем, что обьем добычи на месторождении растет с каждым годом. Так, компания недавно отрапортовала о том, что объем добытого на Амангельдинском газовом месторождении газа (АГМ) достиг одного миллиарда. ( Хотя и эту информацию мы можем только воспринимать на веру). Сейчас добычу газа на Амангельдинском газовом месторождении ведут, по нашим сведениям, некие 4 фирмы. Официально операторам добычи и переработки газа на Амангельдинском газоконденсатном месторождении является ТОО «Амангельды Газ». Введение в разработку месторождения Амангельды должно было снизить энергетическую зависимость южного региона от импорта узбекского газа, создать новые рабочие места, обеспечить повышение профессиональной квалификации местного населения и привлечение его к работе. Создать базовый потенциал для участия национальных кадров в освоении и эксплуатации новых газовых месторождений» (сайт КМГ).


Когда Амангельдинское газовое месторождение вводилось в строй, тарифная стоимость потребляемого в области газа с 10,4 тенге за кубометр была снижена до 7,35 тенге. Сейчас он опять доведен до 10 . КМГ уверяет, что 3 % местного газа идет на обеспечение местных нужд и при этом для жителей южного Казахстана и в том числен Жамбылской области цена на газ и электроэнергию выше средней по республике. Зависимость от узбекского газа не снята ни на кубометр. По своей направленности Жамбылская область является индустриально-аграрной, 23,8% валового выпуска приходится на промышленность, а 20,2% на сельское хозяйство. В 7 из десяти районах области преобладает аграрный сектор, они называются сельскими, в остальных трех развита промышленность, благодаря наличию крупных горно-рудных комплексов. В прошлом году в Правительственном рейтинге оценки область стояла на предпоследнем месте. В области иметься поселки Мирный и Аксуек, которые были сформированы во времена Союза» вокруг градообразующих предприятий, но сейчас, когда урановые производства умерли, жители остались там, посреди Мойынкумской пустыни без питьевой воды, без работы, тепла и всего того, что отличает населенный пункт. Положение этих людей - нескольких тысяч жителей,- ужасное. Почему так произошло ?

. В советское время земные дары и их добыча занимала первые полосы газет, а про каждый рубль, вложенный в производство, было известно - всему народу, то теперь, с обретением, так сказать, хозяев, тема добывающих отраслей потеряла и внимание общественности и журналистов. Что собственно имеет область от наличия природных богатств и почему треть трудоспособного населения города выезжает на работу в другие области, если имеется в наличии свои карьеры?. Сколько платят зарплату на жамбылских рудниках, какой процент работающих составляют местные "жители", сколько добытого идет на нужды области, какие риски экологические существуют при этих добычах. И что эти частные компании делают, для, того чтобы вред природе свести к минимуму, уменьшить риски ...Какие Социальные инвестиции сделал «Казмунайгаз», и конкретно его дочка «Казтрансгаз», управляющая разведкой и добычей на Амангельдинском газовом месторождении в экономику региона... Никаких сведений об этом мы не имеем, кроме строительства Дворца спорта в Таразе для работников «Кастрасгаза», и где все спортивные секции являются платными для всего остального населения. Также компания проводит ежегодно «Конкурс лучший по профессии», где раздаются призы на миллионы тенге, и еще больше очевидно денег списывается. Также попадает изредка в прессу - какие нибудь ЧП или ЧС, происшедшие здесь . В тоже время как нейтрализует кампания вредные элементы при добычи газа на Амангельды, которые естественно есть – не известно. П задуматься об этом надо хотя бы оттого ,что уже была нештатная ситуация, когда из земли пробилась некая черная жидкость и хлестала она там несколько дней. Затем на пресс- конференции представители компании заявили «Это хлестала вода» . Пускай так , но эта ЧС показала , что на Амангельдинском месторождении нет даже квалифицированных кадров – ликвидировать аварию . Их привезли на ликвидацию из другого региона. Что же говорить про экологические риски… .

Получается, что государство отдало в одни руки «Казмунайгазу» покупку газа в Узбекистане и России, продажу его населению Казахстана, разведку и добычу газа и конденсата в Казахстане, его реализацию своим же предприятиям, которые покупают газ, конденсат для выработки электроэнергии, которую они же и продают. И если структурные звенья одной организации, которые и формируют конечную цену потребителю так разобщены между собой, стараются урвать кусок побольше, винят другие структурные подразделения - надо ли удивляться что до основного потребителя – народа, который в итоги и оплачивает все структурные надбавки одной организации, просто не доходят руки у добывающих компаний. Мы считаем, что в прошлогоднем всеобщем повышение цен на электроэнергию, как и этого года, повышение цен на ГСМ, во время уборочной страды, которое как снежный ком принесло двойное повышение цены на все – продукты, жилье, услуги ит.д. виновато именно деятельность НК «Казмунайгаз» и косвено непрозрачность разведки и добычи, которые ведет компания. Если компания сама же добывает природные ресурсы - газ, конденсат, нефть, сама же их перерабатывает, сама же поставляет их на свои же предприятия для выработки электроэнергии, то получается что за все повышения тарифов должна отвечать она же. Руководители нац компаний, и в том числе КМГ, которому посвящена это работа все что делают, делают для своей выгоды, при этом их действия явно напоминают сговор, который каждый раз ставят страну на грань кризиса. Единственное что их заботит - это отвести от себя упреки и придумать убедительную причину для такого поведения. Пока им это удавалось без проблем. Где же тут государственное?

Вывод один. Если в ближайшее время не будет проанализировано, что же это за монстр - НАЦ КОМПАНИЯ, четко определенна ее структура, рычаги, возможность ее контролировать широкими массами народа. То самое малое, что можно предсказать - это то, что всякие микро и макро кризисы будут повторяться. И чем дальше, тем больше, поскольку «аппетит приходит во время еды», а один из двух главных акционеров, единолично держащих «народные богатства в руках», давно уже понял как вести двойную игру. Сделать это нужно еще и потому, что анализом и научной организацией труда при формировании НК себя никто в руководстве страны не утруждал. Вся это структура – не кажется продуманной логичной, если не иметь ввиду положение, при которой одна из сторон может беспрепятственно получать прибыль, а другя всегда готова проявить понимание и уступчивость (может и не бескорыстно) Какое же определение можно дать «Национальная компания», на примере КМГ – На данный момент, только то, что это - пример типичного рыночного частного предприятия, но которое пользуется «на всю катушку» своим двояким состояниям – как полугосудооственная, причем решающей долей является именно частная. Всяческие льготы, преференции, ежегодные миллионные дотации, помощь из бюджета (похоже, только для этого и нужна компании гос доля), и именно это обеспечивает ее процветание, при том, что вся страна «затягивает пояс». У нас также вызывает недоумение такая громоздкая структура управления – одно сырьевые предприятие входит в другое, по сути дела самостоятельные компании производящие стратегические продукты - не равны, а кто- то из них стоит выше. Зачем все это? Ведь по такой схеме - очень удобно проводить совместные обогащающие компанию – акции, при чем в национальном масштабе. Также хотелось бы сказать несколько слов и о структуре собственно гос. управления. 100 % акций компании находятся в управлении АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами « Самрук». При этом есть еще профильное Министерство. Когда, так все запутано и непонятно – кто же, в конечном счете, контролирует компанию на Правительственном уровне какие механизмы контроля со стороны народа можно включить? Конечно, эта тема требует изучения. Но в качестве выхода можно предложить принятие «Закона о местном самоуправлении», или чего - нибудь похожего, где нужно прописать право народных избранников, принимать законодательные акты, для контроля и управления добывающих отраслей, производств расположенных на местных территориях.. Чтобы большие факторы не терялось на фоне вроде маленьких, но способных сыграть решающую роль, нужен контроль и финансовая заинтересованность со стороны именно местной общественности. В качестве примера я хотела бы привести российский сибирский округ «Югра», где сосредоточены 65% российских нефти и газа. Гибкая система законов, когда местному бюджету добывающих отраслей остается значительная часть, а местная власть может контролировать действия добывающих компаний, через налоги, отчеты, согласования на различные действия, позволила сибирскому краю с очень проблемными погодными и местными условиями, превратиться во вторую Швейцарию, куда теперь просто так не попадешь на жительство. А столице - городу Ханты-Мансийск, который построен буквально за какие – то годы на болоте, претендовать на звание «города – курорта», города фестивалей .

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОСОЛЬСТВА В РК

Армения
Посольство Республики Армении
Алматы, 480072, пр. Сейфуллина, 579, 7 этаж
Т. 692908, ф.692932
1-ый Секретарь Посольства - Юрий Сергеевич Петросян

Афганистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАН
Алматы, 480004, ул. Фурманова, 46, к. 25
Т. 338711, ф. 338711
Советник - Абдул Муктадир Фрозанфар

Бельгия
КОНСУЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ
Алматы, 480096, ул. Гоголя, 207, уг. ул. Джумалиева
Т. 506324, 506423, ф. 509081
bluestar@kaznet.kz
Почетный Консул - Mr. Daniel Parisse

Болгария
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
Алматы, 480002, ул. Макатаева, 13 а
Т. 302754, 302755, 302749, ф. 302755
DEKOF@ITT.kz
Поверенный в Делах - Декоф Дмитр Тодоров

Ватикан
ВАТИКАН (Святой Престол)
Алматы, 480091, ул. Кабанбай батыра, 77, кв 16, уг. ул. Тулебаева
Т. 636776, ф. 636240
Папский нунций Архиепископ - Мариан ОЛЕСЬ

Великобритания
BRITISH EMBASSY
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173, уг. Курмангазы
Т. 506191, 506192, ф.506260
british-embassy@kaznet.kz
Her Majesty's Ambassador - Mr. Richard Lewington

Венгрия
ПОСОЛЬСТВО ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480100, ул. Мусабаева, 4
Т. 551206, ф. 551308
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Шандор ШИМИЧ

Германия
Посольство Федеративной Республики Германия
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 506155, 506156, ф. 506276
german_embassy_almaty@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Dr. Michael Libal

Греция
Посольcтво Греческой Республики
Алматы, 480051, пр. Достык, 216/1, уг. ул. Заводской
Т. 503961/62, ф. 503938
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Nicolas Hatoupis

Грузия
Посольство Грузии
Алматы, Посольский городок, Баян-аул, коттедж № 7
Т. 234121
Советник - Лаша Нинуа

Египет
ПОСОЛЬСТВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Алматы, 480100, ул. Зенкова, 59 уг. ул. Жамбула
Т. 916358, 911022, ф. 911022
sphinx_emb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mohamed Nabil Abdel Aziz Fedawy

Израиль
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 87, уг. ул. Казыбек би
Т. 507215, ф. 506283
Чрезвычайный и Полномочного Посол - Mr. Israel Mey-Ami

Индия
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 71, уг. ул. Казыбек би
Т. 921411, ф. 926767
india@in-emb.almaty.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Saiyed Raza Hashim

Иран
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Алматы, 480012, ул. Кабанбай батыра, 119, уг. Мичурина
Т. 541974, 675055, ф. 542754
Чрезвычайный и Полномочный Посол – Farsi

Испания
Почетное Консульство Испании
Алматы, ул. Шарипова, 90, офис 401
Т. 347444, 581201, ф. 581202
Почетный Консул / Honorary Consul - Mr. Daniel Mota Martinez

Испания
ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИИ
Алматы, 480072, ул. Байтурсынова, 102
Ambassador - Francisco Pascual de la Parte

Италия
Посольство Итальянской Республики
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 20 а, 3 этаж
Т. 910107, 910007, ф. 910053
ambalma@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Fabrizio Piaggesi

Канада
Посольство Канады
Алматы, 480100, ул. Карасай батыра, 34, уг. ул. Пушкина
Т. 501151, 501152, ф. 582493
almat@dfait-maeci.gc.ca
Чрезвычайный Полномочный посол - Jerald Skinner

Китай
ПОСОЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 137
Т. 639291, 631966, ф. 638209
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Yao Peisheng

Корея
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ
Алматы, ул. Джаркентская, 2/77,
Т. 532691, 532689, ф. 507059
kzemb@hanmail.net
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Choi Seung-Hoh

Кыргызстан
Посольство Кыргызской Республики
Алматы, 480012, ул. Амангельды, 68 а
Т. 632565, ф. 633362
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Акбар РЫСКУЛОВ

Латвия
Торговое представительство Латвии а Казахстане
Алматы, 480012, ул. Мауленова, 92, офис 321
Т. 628258
Глава представительства - Слувко Францис

Ливия
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ
Алматы, ул. Мельничная, 10, уг. ул. Кабанбай батыра
Т. 542748, 542745, ф. 608536
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Рамадан Аль Мабрук Мухаммад АЛЬЖАДИ

Литва
Посольство Литовской Республики
Алматы, 480099, Горный Гигант, ул. Искандерова, 15
Т. 534103, 656123, ф.651460
livya@nursat.kz
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Виргилиус БУЛОВАС

Малайзия
ПОСОЛЬСТВО МАЛАЙЗИИ
Алматы, пр. Аль-Фараби, 36/2, уг. ул. Вихрева
Т. 533503, 533504, 533507, ф. 533506
Посол - Тан Сен Сан

Монголия
ПОСОЛЬСТВО МОНГОЛИИ
Алматы, 480061, ул. Саина, “Аубакирова-1” возле санатория “Карагалинка”
Т. 293790, 293259, ф. 601723
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Джамбыл Дордж

Нидерланды
Посольство Королевства Нидерландов
Алматы, 480072, ул. Наурызбай батыра, 103, уг. ул. Курмангазы
Т. 638654, 503773, ф. 631957,503772
nlgovalm@online.ru
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Speekenbrink А.Н.

Пакистан
ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
Алматы, 480004, ул. Тулебаева, 25
Т. 333548, 332678, 331502, ф. 331300
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Durray Shahwar Kureshi

Палестина
ПОСОЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Алматы, ул. Кастеева, 38,
Т. 601545, ф. 601545
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мохаммад Абдуллах ТАРШАХАНИ

Польша
Посольство Республики Польша
Алматы, 480051, ул. Батурина, 4
Т. 581551, ф. 581550,581552
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Зислав Новоцкий

Россия
Посольство Российской Федерации
Алматы, 480090, ул. Джандосова, 4
Т. 446491, 448222, ф. 428323
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Мерзляков Юрий Николаевич

Румыния
Embassy of Romania in the Republic of Kazakhsan
Алматы, 480100, ул. Пушкина, 97
Т. 635772, ф. 588317
ambro@nursat.kz
Временный поверенный в делах Румынии в РК - Stanescu Marin

Саудовская Аравия
Посольство Королевства Саудовской Аравии
Алматы, 480100, ул. Горная, 137
Т. 657790, 657791, ф. 502811
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Ибрагим Мохаммед Мусли

США
UNITED STATES COMMERCIAL SERVICE
Алматы, 480091, пр. Сейфуллина, 531, уг. Казыбек би, 3 этаж
Т. 587920, ф. 587923
almaty.office.box@mail.doc.gov
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Richart Henry Jones

Таджикистан
Посольство Таджикистана
Алматы, 480057, ул. Джандосова, 58
Т. 455656, ф. 442089
Сотрудник - Куралов Бахтияр Ниязович

Туркменистан
Посольство Туркменистана
Алматы, 480057, пр. Абая, 76/109
Т. 509604
Первый секретарь, консул - Мухаммедтурдыев Сердар Джумаевич

Турция
Посольство Турецкой Республики
Алматы, 480100, ул. Толе би, 29
Т. 913932, 918153, ф. 506208
almatyturk@kaznet.kz
Ambassador - Mr. Cinar Aldemir

Узбекистан
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Алматы, 480100, ул. Барибаева, 36
Т. 910235, 918316, ф. 911055
Чрезвычайный и Полномочный Посол - Бутаяров Турдыкул Суванович

Украина
ПОСОЛЬСТВО УКРАИНЫ
Алматы, 480091, ул. Чайковского, 208 уг. ул. Курмангазы
Т. 627073
Генеральный Консул - Бай Олег Сергеевич

Франция
Посольство Франции в Казахстане и Кыргызстане
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 173
Т. 582504, 582506, 582507, ф. 582509, 582179
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Mr. Serge Smessow

Чехия
ПОСОЛЬСТВО ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Алматы, 480002, пр. Достык, 212
Т. 641703, 641606, ф. 644997
almaata@embassy.nzv.cz
Временный Поверенный в Делах - Miroslav Andr

Швейцария
Генеральное консульство Швейцарии
Алматы, 480091, пр. Желтоксан, 146 Комплекс “Алтын Алма” 5 эт.
Т. 503559, 503569, ф. 501388
kswisscg@nursat.kz
Генеральный Консул - Mr. Jurg Casserini

Япония
Посольство Японии в Казахстане
Алматы, 480100, ул. Казыбек би, 41 а, 3 этаж
Т. 980600, ф. 608601
jpemb@nursat.kz
Extraodinary and Plenipotentiary Ambassador - Tanaka Kenji

АГЕНТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ США (ЮСАИД)
Алматы, 480091, ул. Фурманова, 99/ 97 а
Т. 507612, ф. 696490
Представитель - Глэнн АНДЕРС

КОРПУС МИРА
Алматы, 480072, ул. Шевченко, 100 уг. пр. Сейфуллина, 5 этаж
Т. 692984, 692985, ф. 624030
akingsley@kz.peacecorpus.gov
Представитель - Mr. Wylie Williams

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА
Алматы, 480100, ул. Кунаева, 86
Т. 918838, 914167, ф. 914267
ifrckz01@ifrc.org
Глава региональной делегации по Центральной Азии - Mr. Per Jensnaes

Голландско-Казахстанский Деловой Совет
Алматы, 480004, пр. Абылай хана, 58 а
Т. 336933, ф. 339482
Исполнительный директор Казахстанского офиса - Сорокин Валентин

ЮНЕСКО
Алматы, 480100, ул. Толе би, 67, уг. ул. Чайковского
Т. 582638, 582637, ф. 695863
uhata@unesco.org
Региональный Советник по коммуникации в Центральной Азии - Mr. George Cequeira

ЮНИСЕФ (Детский фонд)
Алматы, 480013, пл. Республики, 15, 6 этаж
Т. 638700, 630203, ф. 501662
almaty@unicef.org